Томас Гоббс краткая биография

ТолкованиеПеревод

Гоббс, Томас
le>Томас Гоббс</td></tr>Thomas Hobbes</td></tr>220px-Thomas_Hobbes_%28portrait%29.jpgThomas Hobbes</td></tr>Дата рождения:</th>

5 апреля1588(1588-04-05)

</td></tr>Место рождения:</th>

Малмсбери, Уилтшир, Королевство Англия

</td></tr>Дата смерти:</th>

4 декабря1679(1679-12-04) (91 год)

</td></tr>Место смерти:</th>

Дербишир, Королевство Англия

</td></tr>Гражданство:</th>

Королевство Англия

</td></tr>Школа/традиция:</th>

Эмпиризм, Общественный договор,

</td></tr>Направление:</th>

Философия, Политическая философия, Политология, Теория государства и права

</td></tr>Период:</th>

Философия XVII века

</td></tr>Основные интересы:</th>

Теория государства и права, История, Этика, Геометрия, Философия

</td></tr>Значительные идеи:</th>

теория общественного договора; представления о государстве, как «войны всех против всех», первая законченная система механистического материализма; теория демократии; теория государственного суверенитета;

</td></tr>Оказавшие влияние:</th>

Платон, Аристотель, Гроций, Фрэнсис Бэкон

</td></tr>Испытавшие влияние:</th>

Локк Джон, Жан-Жак Руссо

</td></tr>

Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes) (5 апреля1588, Малмсбери (англ.)русск., Уилтшир, Королевство Англия — 4 декабря1679, Дербишир, Королевство Англия) — английскийфилософ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.

Биография

Родился в графстве Глостершир, в семье не отличавшегося глубокой образованностью, вспыльчивого приходскогосвященника, из-за ссоры с соседним викарием у дверей храма потерявшего работу[1]. Воспитывался состоятельным дядей. Хорошо знал античную литературу и классические языки. В пятнадцать лет он поступил в Оксфордский университет, который окончил в 1608 году.

В 1608 году стал наставником Уильяма, старшего сына Уильяма Кавендиша, барона Гардвика (впоследствии первого графа Девонширского). До конца жизни поддерживал тесную связь со своим учеником, который стал его покровителем. Благодаря ему познакомился с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. После смерти в 1628 Уильяма Кавендиша (в 1626 унаследовавшего титул графа Девонширского) Гоббс получает место наставника сына сэра Джервейса Клифтона, а затем воспитывает сына своего старого патрона, Кавендиша, с которым совершает путешествие по Италии (где в 1636 году встречается с Галилео Галилеем).

На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Ф. Бэкон, Галилео Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт и И. Кеплер.

Воззрения

Философские воззрения

Гоббс создал первую законченную систему механистическогоматериализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».

Идеи о политике и праве

Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства.

Томас Гоббс

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.

Основные сочинения

  • The Elements of Law, Natural and Politic (1640)
  • Treatise on Human Nature (1650)
  • Philosophicall Rudiments concerning Government and Society (публикация английского перевода с латинского «De Cive»)(1651)
  • Философская трилогия «Основы философии»:
    «О теле» (1655);
    «О человеке» (1658);
    «О гражданине» (1642);
  • «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, русский перевод — 1936).
  • Letters upon Liberty and Necessity (1654)
  • The Questions concerning Liberty, Necessity and Chance(1656)
  • Postumously A Dialogue between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England (написаны в 1666 году, опубликованы в 1681 году)
  • Posthumously Behemoth, or The Long Parliament (написан в 1668 году, опубликованы в (1681 году)

Сочинения

Другие книги по запросу «Гоббс, Томас» >>

Томас Гоббс (1588–1679) — английский ученый и мыслитель XVII века, философ-материалист, один из основателей современной политической философии. Получил широкую известность благодаря своему трактату о государстве «Левиафан». Томас Гоббс, биография которого является примером преданного служения науке, внес большой вклад в развитие истории, физики, геометрии, теологии.+

Содержание

  1. Юные годы
  2. Работа наставником
  3. Философская система Гоббса
  4. Последние годы
  • Тест по биографии

Юные годы

Томас Гоббс появился на свет 5 апреля 1588 года в юго-восточном графстве Англии, в семье приходского священника. С 8 лет мальчик стал посещать сельскую школу, а затем поступил в частное заведение. Директор, заметив способного ученика, стал давать ему дополнительные задания, и уже в возрасте 14 лет Томас самостоятельно сделал стихотворный перевод древнегреческой трагедии «Медея».

Благодаря протекции директора и финансовой поддержке родного дяди, в 1603 году Томас поступил в Оксфордский университет. В течение 5 лет он изучал физику, схоластическую логику, совершенствовал свои познания в латыни и греческом языке.

Работа наставником

К интересным фактам из жизни Гоббса следует отнести его первую работу. После окончания обучения в Оксфорде он смог получить должность наставника и компаньона барона Кавендиша, впоследствии ставшего графом Девонширским. Юноша из бедной семьи был принят в семью богатых британских аристократов на правах домашнего учителя и личного секретаря.

В дальнейшем Томас Гоббс поддерживал тесную связь со своим учеником, который стал его покровителем. Благодаря ему Гоббс познакомился с такими выдающимися людьми своего времени как Фрэнсис Бэкон, Бен Джонсон, Герберт Чарберси.

После смерти Кавендиша в 1628 году Гоббс получил место наставника сына сэра Клифтона, а после стал учителем сына своего первого ученика, Кавендиша. С ним он совершил путешествие по Италии, где в 1636 году познакомился с Галилео Галилеем. Великий ученый, ознакомившись с философскими теориями Гоббса, предложил их воплотить в реальную жизнь.

Философская система Гоббса

В 1640 году, спасаясь от революции, Томас Гоббс эмигрировал в Париж, где прожил 11 лет. Именно там окончательно сформировался план его философской системы. Вернувшись в 1651 году в Лондон, Гоббс опубликовал свой самый важный труд — «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», состоящий из 4 частей.

Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Для ученого идеальными образцами научного мышления были геометрия и механика.

К основным идеям Гоббса следует отнести так называемый «естественный закон», лежащий в основе нравственности, — это стремление человека к самосохранению и удовлетворению потребностей.

Гоббс стал одним из основателей «договорной» теории происхождения государства. Он выделял всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. При этом наиболее совершенной формой он считал монархию, так как демократия ведет к неизбежным гражданским войнам, а аристократия является промежуточным, несовершенным звеном между демократией и монархией.

Последние годы

В 1666 году Палата общин представила законопроект против атеизма и профанации, и научные труды Гоббса попали под статью о ереси. Гоббс лишился права публиковать свои работы в Англии. Опасаясь преследований, он сжег все компрометирующие бумаги.

Последним произведением ученого стала автобиография, написанная в стихах, и английский перевод древнегреческой «Одиссеи».

При изучении краткой биографии Томаса Гоббса стоит отметить, что ученый так и не устроил личную жизнь: у него не было ни жены, ни детей. Все свои силы он посвятил науке.

Скончался Томас Гоббс 4 декабря 1679 года, в возрасте 91 года. Причиной смерти стал паралитический инсульт.

Тест по биографии

  1. Вопрос 1 из 10

    Какая страна является родиной Томаса Гоббса?</h3>

    • <label>Англия</label>
    • <label>Бельгия</label>
    • <label>Швеция</label>
    • <label>Германия</label>

(новая вкладка)

Одним из первых научных изысканий Гоббса стала переведенная им на английский язык в 1628 г. «История Пелопоннесской войны» Фукидида, которую предваряет посвящение графу Девонширскому, предисловие, обращенное к читателям, а также очерк, повествующий о жизни Фукидида, его творчестве и истории создания им своего монументального труда. Обращение к указанному труду было не случайным, поскольку Гоббс полагал, что современная ему Англия находилась в сходных обстоятельствах с Грецией эпохи, описанной Фукидидом, и предлагал английскому обществу извлечь из прошлого полезные уроки. Особо отметим, что предисловие к переводу, можно считать, пожалуй, самым ранним источником, в котором зафиксированы первые свидетельства об истоках возникновения политических предпочтений Гоббса и, собственно, его интереса к вопросам политической жизни.

В 1640 г. была издана первая работа, в которой явно обозначились все основные компоненты политического учения мыслителя — «Об элементах закона, морали и политики (опубликовать ее удалось лишь спустя десять лет), представляющую собой большую часть труда «Об элементах закона, природы и политики». Отметим, что впоследствии «Элементы закона» стали публиковаться совместно с работой «О свободе и необходимости», которая впервые была издана в 1654 г.

Примерно в 1640 г. Гоббсом была задумана трилогия, которая имела своей целью показать единство взгляда автора на природу, человека и общество. В 1642 г. в свет вышел политический трактат «Об обществе», изданный в Париже, где Гоббс пребывал в эмиграции, спешно покинув Англию после начавшихся волнений. «Случилось так, — писал он впоследствии, — что Отечество мое, за несколько лет прежде, чем вспыхнула гражданская война, вскипело вопросами о правах верховной власти и должном повиновении граждан. Это и было причиной, почему третья часть системы должна была созреть и выйти в свет оторванной от других». Спустя пять лет (1647) уже в Амстердаме появилось и второе латинское издание данного трактата, которое философ дополнил посвящением графу Девонширскому и предисловием (или обращением) «К читателям» и которые впоследствии входили во все переиздания указанной работы. Английский перевод «Об обществе» Гоббс осуществил только в 1651 г., обозначив его как «Философские основания относительно государства и общества». В 1655 и 1658 гг. в Лондоне были опубликованы на латинском языке и две другие недостающие части трилогии — «О теле» (центральное место в ней уделяется вопросам методологии) и «О человеке» Гаджиев К.С. Введение в политологию. М.: Логос, 2001 — С.150.

В 1651 г. в Лондоне появился на свет, пожалуй, самый известный трактат Гоббса, ставший классикой политической мысли, — «Левиафан», в предисловии к которому автор дает краткое пояснение относительно содержания и структуры работы. В целом отметим, что структура «Левиафана» практически полностью, без существенных изменений повторяет структуру и содержание ранее опубликованных сочинений философа (повторяются даже названия частей и разделов), что свидетельствует об устойчивости его взглядов. Первая часть «О человеке» повествует о человеческой природе, жизни человека в естественном состоянии, а также об естественном праве и естественных законах как порождении разумной природы человека. Вторая часть, озаглавленная «О государстве», рассказывает об истоках возникновения, становления и развития государства, функционировании его отдельных институтов, о роли и правах суверена, об обязанностях подданных (то есть развернуто представлена гоббсовская теория суверенитета). Положения данной главы фактически продублированы в третьей части «Левиафана» «О христианском государстве», где уже изложенные постулаты о сущности государственной власти обосновывались выдержками из Священного Писания. Особого внимания заслуживает приведенная здесь точка зрения Гоббса о нежелательности и пагубности вмешательства церкви в мирские дела и посягательства ее иерархов на власть светских правителей. Прямым продолжением третьей части трактата служит его четвертая глава («О царстве тьмы»), на страницах которой Гоббс дает разгромную характеристику различным сектантским образованиям, распространяющим ереси, а также говорит о неправильном толковании Писания.

Отдельного рассмотрения заслуживает написанный в 1668 г. первый и единственный исторический труд Гоббса «Бегемот, или о причинах гражданских войн в Англии», который стоит особняком в ряду других чисто теоретических произведений философа, и который обходят своим вниманием практически все исследователи творческого наследия мыслителя. Следует, правда, оговорится, что и современниками сочинение было встречено весьма прохладно (в том числе и Карлом II Стюартом, на суд которого оно было представлено) и издано только после смерти философа, не считая нескольких подпольных изданий.

Первые русскоязычные издания произведений Гоббса увидели свет во времена правления Екатерины II. В 1776 г. с латыни был переведен «О гражданине» (второй перевод был сделан буквально накануне Первой мировой войны) Фомы Гобезия начальные основания философические о гражданине. СПб., 1776.. Более тернист оказался путь «Левиафана», изданного спустя сто лет и практически сразу отозванного цензурой. В советское время было несколько переизданий сочинений Гоббса. Отметим «Избранные произведения» 1964-1965 гг. и «Избранные сочинения» 1989-1991 гг., содержание которых практически идентично, за исключением того, что в последнее издание внесены «Дополнительные главы к «Левиафану». Среди последних публикаций назовем «Философские основания учения о гражданине» (2001).

Учению Гоббса о государстве, суверенитете, праве, несомненно, порожденному историческими условиями периода Английской революции 1640-1660гг., была уготована странная судьба. Универсальность учения делало его приемлемым для любой формы государства. Тем не менее, оно не было принято ни приверженцами республики, которые считали Гоббса апологетом абсолютной монархии, ни большинством сторонников королевской прерогативы, поскольку мыслитель отвергал идею о божественном происхождении власти короля, как отца всего народа.

Творческое наследие Томаса Гоббса вызывало и вызывает неподдельный интерес у уже не одного поколения историков, философов и социологов. Это, без сомнения, свидетельствует о высокой значимости, актуальности и оригинальности учения мыслителя. Особо пристальное внимание работам философа уделяется во времена нестабильности, накала политических и социальных конфликтов, что так созвучно эпохе, когда жил и творил Гоббс. Однако, недостаточное исследование современными историками многих аспектов социально-политического учения философа, таких как теория суверенитета, соотношение прав и обязанностей суверена и подданных, а также взгляд ученого на причины гражданских войн в Англии, возвративших ее в «естественное состояние», заставляет нас обратиться к изучению данных вопросов.

Томас Гоббс краткая биография английского философа изложены в этой статье.

Томас Гоббс краткая биография

Будущий мыслитель появился на свет 5 апреля 1588 года в юго-восточном графстве Англии, около городка Мальмсбери, в семье сельского священника. Сперва образование он получил в приходской школе, которую посещал с 8 лет. После Томас учился в частном заведении. Его директор заметил одаренность мальчика и давал ему дополнительные уроки по вечерам. Гоббс впитывал знания как губка. Уже в 14 лет он сделал латинский стихотворный перевод древнегреческой трагедии «Медея».

При содействии директора частной школы и материальной помощи своего дяди в 1603 году Томас поступает в колледж Оксфордского университета. Здесь он 5 лет изучал аристотелевскую физику и логику, совершенствовал свои познания в латинском и греческом языках. Часами в книжных и мастерских лавках Гоббс изучал атласы и карты.

Томас Гоббс интересные факты

Он получает в 1608 году должность наставника и компаньона барона Кавендиша, после графа Девонширского. Его приняли в семью аристократов на правах личного секретаря и домашнего учителя. Вместе со своим воспитанником философ в 1610 году отправляется в заграничное трехлетнее путешествие – посещают Францию, Италию. В 1620 году он познакомился с философом Бэконом, с которым стал тесно общаться.

Гоббс в 1628 году сделал перевод Фукидида на английский язык. Когда умер его покровитель, граф Девонширский, он переходит на службу к шотландскому дворянину. С ним философ также отправился в путешествие во Францию и 18 месяцев жил в Париже.

В 1631 году возвращается в Англию, так как поступило предложение воспитывать сына своего умершего патрона. В 1634 – 1636 годах Томас Гоббс совершил третье путешествие с воспитанником  на континент.

В 1640 году он создал первый набросок философской системы – «Основы права».  Но на родине оно не было принято, и ему пришлось эмигрировать во Францию на 11 лет.  Здесь он издал еще «Основы философии» и «О гражданине». Последняя книга была включена в «Индекс запрещенных книг».

В 1646 году он получил предложение стать учителем математики для  принца Уэльского, наследника английского престола. В августе 1647 года заболел и 3 месяца провел в постели. Выздоровев, мыслитель продолжил роботу над своим фундаментальным трудом «Левиафан», состоявшего из 4 частей. Дальнейшее жизнеописание философа полно взлетов и падений следствии выхода в свет его книг. Они всегда по-разному воспринимались обществом.

Умер Томас Гоббс 4 декабря 1679 года.

Используемые источники:

  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/19600
  • https://obrazovaka.ru/tomas-gobbs-biografiya.html
  • https://studwood.ru/1222188/politologiya/osnovnye_trudy_gobbsa
  • https://kratkoe.com/tomas-gobbs-kratkaya-biografiya/

Оставьте комментарий