Социологические взгляды Герберта Спенсера. Органическая теория общества

Содержание:

С именем Спенсера связывают два подхода к рассмотрению общественных явлений: 

  • понимание общества как организма, подобного биологическим существам и подчиняющегося тем же законам организации, функционирования и развития; 
  • учение о всеобщей эволюции, распространяющееся на любые явления неорганического, органического и надорганического (социального) мира. Данное направление базировалось на успехах естествознания, а также на эволюционной теории Чарльза Дарвина.

Органическая теория общества Г.Спенсера

  1. организмы в процессе своего роста увеличиваются в объеме;
  2. организмам присуща внутренняя структура;
  3. структура организма усложняется по мере его роста;
  4. при усложнении структуры организма наблюдается усиление дифференциации функций составляющих его частей;
  5. части организма взаимодействуют между собой.

Для подтверждения своих положений Спенсер привел конкретные примеры: мозг  в обществе – это правительство; кровообращение — торговля;  сосудистая система — транспорт; система питания — промышленность и земледелие и т.д. 

Также Спенсер утверждал, что общество имеет свои отличительные черты от биологического организма:

  • в обществе человек меньше зависит от социального целого;
  • в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

Спенсер выделил три подсистемы высокоорганизованного общества:

  • производительная подсистема; 
  • распределительная;
  • регулятивная. 

В каждой подсистеме существуют свои социальные институты. Например, регулятивная система  имеет институты социального контроля ( государство, церковь, семья и т.д.) Вся система социального контроля, по утверждению Спенсера, держится на «страхе перед живыми» (поддерживается государством) и «страхе перед мертвыми» (регулируется церковью).

Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Типы общества по Г.Спенсеру

В зависимости от способов борьбы за существование Спенсер различал два типа общества:

  • общество военного типа;
  • общество промышленного типа.

Военное общество подчиняет внутреннюю организацию задачам агрессии или борьбы за выживание. Военизированные общества формируют эффективно функционирующую строгую систему, которая почти не приспособлена к социальным изменениям. Это более низкая ступень развития общества. Классическим примером этого общества Спенсер считал Спарту.

В промышленном обществе, по мнению Спенсера, управление имеет следующие черты:

  • управление децентрализовано;
  • в обществе — господство принципов самоуправления и самоорганизации;
  • широкое распространение получают разные неформальные объединения;
  • общество открыто для международного сотрудничество и инноваций;
  • сословное право меняется на гражданское;
  • ограничена сфера общественного контроля и т.д.

Переход от военного типа общества к промышленному рассматривался Спенсером как прогресс. В течение времени спенсеровская концепция «однолинейного» прогресса, т.е. непрерывного поступательного движения общества, модифицируется в теорию усложненной «многолинейной» эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

Спенсер считал конкуренцию естественным отбором, которая повышает интеллектуальный и моральный уровень общества. Он был противником вмешательства государства в частную и экономическую жизнь, потому что считал правительство «неизбежным злом». Однако именно государство призвано, по мнению Спенсера, защищать права своих граждан.

Так же ученый был против революционных изменений, так как считал, что любое вмешательство в естественный ход развития общества  несет за собой непредсказуемые последствия.

Задача социологии

Герберт Спенсер отразил новый этап становления социологической науки. Спенсер является одним из первых социологов, который разработал системный подход в отношении общества и соединил его с эволюционизмом. Он заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Так же им впервые были применены многие важнейшие социологические категории (социальная система, социальная структура, социальная функция, социальный институт, социальный контроль и другие).

По мнению Спенсера, задача социологии — изучение массовых социальных фактов, которые раскрывают действие всеобщих законов эволюции, совершающихся процессов, их индивидуальных свойств и субъективных намерений, а также типичных явлений. Именно этим социология отличается от истории, интересующейся конкретными фактами.

Отрицание социологии, как говорит Спенсер, зачастую происходит из-за смешений двух групп явлений: массовых (типичных) и единичных (случайных).

Во время размышления о специфике социологии, Спенсер выделяет субъективные и объективные трудности социального познания. Социологические факты, по мнению социолога, не измеряются при помощи приборов, наблюдения под микроскопом. Их устанавливают только опосредованно, с помощью сравнения множества данных. Социальными фактами для Спенсера являются такие явления, в которых возникают эволюционные процессы, к примеру, дифференциация функций и структуры, усложнение политической организации и т. п.

Герберт Спенсер является виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии, которая рассматривает социальную эволюцию как продолжение и часть биологической эволюции. 

Всё ещё сложно?Наши эксперты помогут разобратьсяВсе услугиРешение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р. —>

Герберт Спенсер (1820-1903)— английский философ и социолог-позитивист, основатель органической школы в социологии.

Главное социологическое произведение Спенсера — трех­томный труд «Основания социологии», дающий целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.

Суть органической теории Спенсера заключается в по­нимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами, Спенсер выделяет сле­дующие их общие черты:

• все организмы растут, увеличиваясь в объеме;

• они имеют свою внутреннюю структуру;

• эта структура усложняется по мере роста;

• усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей;

• это ведет к развитию взаимодействия между отдель­ными частями.

В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд конкретных аналогий: роль мозга выполняет в обществе правительство, кровообращения — торговля, сосудистой си­стемы— транспорт, питания— промышленность и земле­делие и т.д. В то же время Спенсер отмечал и отличие обще­ства от биологических организмов: 1) в нем индивид меньше зависит от социального целого; 2) в биологических орга­низмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

С органической теорией общества Спенсера тесно свя­зано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во мно­гом под влиянием идей Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал как высший закон всего существующего, как источник любого природного и общественного явления. Ее основные моменты — переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифферен­циация), от неопределенного к определенному (возраста­ние порядка).

Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.

В ходе социальной эволюции происходит совершенствова­ние институтов общества, усложнение их функций. Главное направление социальной эволюции Спенсер видел в нараста­нии внутренней дифференциации общества (усложнении по­литической организации, социальном расслоении, появлении новых институтов и т.д.). Любое высокоорганизованное об­щество состоит из трех главных систем: «производительной», «распределительной» и «регулятивной». Каждая их этих сис­тем включает социальные институты, под которыми Спенсер понимал «устойчивые структуры социальных действий». На­пример, в рамках «регулятивной системы» он выделял ин­ституты социального контроля, куда относил государство, церковь, семью, обряды и традиции («церемониальные ин­ституции»). Вся система социального контроля, по Спенсе­ру, держится на страхе: «страх перед живыми» поддерживает­ся государством, а «страх перед мертвыми» — церковью.

Степень строгости социального контроля и централиза­ции управления Спенсер считал одним из главных крите­риев классификации обществ. Так, он различал «военный» и «промышленный» типы общества. Первый характеризу­ется сильным централизованным контролем и иерархичес­ким порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена дисцип­лине, а сотрудничество людей в достижении общих целей имеет принудительный характер. В обществах «промыш­ленного» типа система управления становится более гиб­кой, принудительная кооперация уступает место добро­вольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.

«Военный» тип общества отражает, согласно Спенсеру, более низкую ступень общественного развития по сравне­нию с обществом «промышленного» типа. Переход от пер­вого ко второму он рассматривал как социальный прогресс. Со временем спенсеровская концепция «однолинейного» прогресса, т.е. непрерывного поступательного движения общества, модифицируется в теорию усложненной «мно­голинейной» эволюции, предполагающей в отдельных слу­чаях даже возможность социальной деградации.

<center>640-1.png</center>

Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве меха­низма совершенствования общества, приписывая ей роль «естественного отбора». Вознаграждая наиболее умелых и усердных работников, конкуренция способствует не толь­ко повышению интеллектуального и морального уровня об­щества, но и увеличению объема общественного богатства. Спенсер считал, что необходимо избавляться от неприспо­собленных членов общества и государство не должно вме­шиваться в этот процесс.

Cпeнcep, как и Конт, был противником революционных преобразований, полагая, что любое вмешательство в есте­ственный ход развития общества может обернуться непред­сказуемыми последствиями. Он также не разделял социа­листических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности, насаждению уравнительности («по­ощрение худших за счет лучших»), росту бюрократическо­го аппарата, ведающего распределением и перераспределе­нием общественных благ.

Большое внимание Спенсер уделял разработке понятий­ного аппарата социологии. Он первым стал широко исполь­зовать такие социологические категории, как «социальная система», «социальный институт», «социальная функция» и др. Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаи­мосвязи изменения социальной структуры и дифференциа­ции функций составляющих ее элементов, необходимости координации этого процесса в рамках специальной регули­рующей системы.

Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы струк­турно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и оп­ределяется, прежде всего, его заслуга в развитии социоло­гической мысли.

<center>640-1.png</center>

Герберт Спенсер (1820—1903) — английский философ и социолог, основоположник социал-дарвинизма, один из родоначальников позитивизма и ведущих идеологов либерализма. В 1842 г. он написал для журнала «Нонконформист» более десятка статей, которые были объединены под общим названием «О надлежащей сфере государственного управления» и содержали в зародыше многие идеи его политико-правовой философии.

Социал-дарвинизм — теория, согласно которой борьба за существование становится доминирующим фактором развития, результат которой — естественный отбор. В работе «Система синтетической философии» Спенсер рассматривает проблемы государства и права в контексте эволюции общества в целом. Он считал, что социология способна проникнуть в сущность общественных явлений; эволюционная теория — научная модель изучения социальных изменений.

Философ отстаивал учение о развитии как о постепенном количественном изменении без скачков {эволюция). Эволюция, по Спенсеру, есть общий закон всех беспрерывно происходящих в мире изменений, это постепенное изменение, которое приводит к некоторому «подвижному равновесию». Только внешнее воздействие выводит организм из состояния равновесия и вызывает его разрушение, вслед за тем вновь начинается процесс эволюции.

Эволюция состоит в концентрации материи, укреплении связей между ее частями (интеграции) и сопровождающей ее дифференциации. Эволюция, по его мнению, есть переход от «несвязной однородности к связной разнородности». В силу этого эволюция представляет собой непрерывное изменение от менее определенного к более определенному состоянию.

Закон эволюции Спенсер считает вполне применимым и к общественным явлениям. Он исходит из аналогии общества с животным организмом, объявляет, что общество есть не что иное, как особый «социальный» организм. Законы развития общества мыслитель объявляет тождественными с законами развития животных организмов.

Переход общества к новому качественному состоянию влечет за собой изменения в системе власти и управления. Классифицируя этапы развития общества по этическому основанию, философ считал, что в промышленном обществе в отличие от военного «общество служит для целей индивидов», а следовательно, изменяются и способы социальной регуляции.

Государство, подобно биологическому организму, проходит стадии развития. Устойчивость государства корреспондируется с его способностью быстрого реагирования на внутренние и внешние раздражители. Развитие государства от простого к сложному объясняется Спенсером социальной дифференциацией, порождающей специализацию. Таким образом, по Спенсеру, государство — единый организм (агрегат), в котором составные его части выполняют определенные функции.

Причина образования государства — борьба за существование, в результате которой более сильные образования присоединяют (пожирают) более слабые.

Примитивному типу общества соответствует военный (хищнический) тип государства; такому типу государства соответствуют и властные отношения, строящиеся по армейскому принципу.

Военный тип государства по мере развития общества, обусловленного переходом от домашнего способа производства к фабричному, сменяется промышленным типом государства. Цель такого государства — благо личности, охрана ее безопасности, защита ее интересов.

Всякое развитое общество, по Спенсеру, состоит из трех систем органов: производительной, распределительной и регулятивной.

Регулятивная система в лице государства обеспечивает подчинение составных частей целому.

Источником права, по Спенсеру, выступает не государство, а природа человека, «принципы равной свободы», поэтому право — источник законодательства. Согласно Спенсеру, свобода является тем естественным первичным правом человека, которое существует до государственности и на котором вырастает вся система гражданских прав в государстве. Все эти права по своему происхождению также естественны и принадлежат индивиду независимо от государства и законодателя, которые лишь определяют их юридическую форму и обеспечивают реализацию в контексте основного естественного права — права на равную свободу. К наиболее значимым правам Спенсер относит индивидуальные права, прежде всего, право частной собственности. Индивидуальные права и свободы — основа промышленного общества; политические права — средство обеспечения индивидуальных (личных) прав.

…Признавать и обеспечивать права индивидов — это значит в то же время признавать и обеспечивать условия правильного социального существования. И в этом и другом случае решающим началом является жизненная необходимость[1].

Спенсер выступал сторонником представительного правления, поскольку оно — гарант обеспечения социальной справедливости и индивидуальной свободы. Для Спенсера основа права — польза, понимаемая как приспособление внутренних условий организма к внешним условиям существования. Цель права: создание и поддержка оптимальных условий для свободного осуществления деятельности индивидов; цель правовой нормы — индивидуальная свобода. Право, таким образом, предстает как совокупность этических норм, принудительно устанавливаемых обществом и государством для защиты свободы индивидов.

Будучи противником социализма, Спенсер считал, что реализация социалистических идей приведет к государственному социализму, где борьба за власть станет доминирующим фактором государственного развития, а «большинство людей, несущих бремя тяжелого труда, надеются на государственную помощь и правительственные благодеяния и тем самым ослабляют личную энергию, частную инициативу ассоциаций, что чрезвычайно опасно для общества».

В XIX в. в России идеи Спенсера были популярны в либеральной среде; собрание его сочинений дважды издавалось в русском переводе.

Идеи Спенсера заимствованы современной западной социологией, в частности структурно-функциональным анализом Т. Парсонса, политической этнографией, социобиологией (Р. Александер,

Э. Уилсон, Ван ден Берт и др.).

  • [1] Спенсер Г. Личность и государство. СПб., 1908. С. 66.

Используемые источники:

  • https://zaochnik.com/spravochnik/sotsiologija/organicheskaja-teorija-obschestva-spensera/
  • https://studopedia.ru/3_89917_organicheskaya-teoriya-obshchestva-g-spensera.html
  • https://studref.com/439817/politologiya/organicheskaya_teoriya_gosudarstva_prava_spensera