Особенности строения увеличительных приборов по биологии в 6 классе

Увеличительные приборы

Общий признак всех живых организмов — клеточное строение, т. е. тела всех организмов состоят из клеток. Клетки достаточно микроскопичны. Для того чтобы рассмотреть мелкие предметы, невидимые невооруженным глазом, необходимы увеличительные приборы.

Самый распространенный увеличительный прибор — лупа — дает увеличение в 3-5 раз. С ее помощью рассматривают мелкие предметы, плохо различимые глазом. Ее основа — обычное увеличительное стекло. Для удобства в использовании оно вставляется в оправу с ручкой. Более сложные лупы снабжены штативом и предметным столиком из прозрачного стекла. Штативные лупы дают увеличение в 10-25 раз (рис. 1).

Рис.1 Ручная и штативная лупы

Устройство микроскопа Микроскоп (от греч. микрос — малый, скопэ — смотрю) — сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов (рис. 2). Обычный световой микроскоп дает увеличение до 1500 раз. Значительно большее увеличение дают электронные микроскопы.

Рис.2 Световой микроскоп

Основная часть микроскопа — тубус (от лат. тубус — труба) с увеличительными стеклами. В верхней части тубуса установлен окуляр (от лат. окулярис — глазной), в нижней части — объектив (от лат. объективус — предметный). С обеих сторон тубуса имеются винты настройки.

Тубус крепится к штативу. С помощью винта можно опускать и поднимать тубус. В центре предметного столика имеется маленькое отверстие, под которым установлено вращающееся зеркало для улавливания света. Мощный пучок света просвечивает исследуемые объекты насквозь, поэтому такие микроскопы называются световыми. Чтобы узнать, во сколько раз увеличивается рассматриваемое изображение, необходимо умножить числа, указанные на объективе и окуляре. Например, если на окуляре число 15, на объективе — 40, то 15 х 40 = 600. Значит, предмет увеличивается в 600 раз.Приготовление микропрепарата Оборудование, необходимое для работы с микроскопом: предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пипетка, вода.

Прежде чем рассматривать микропрепарат под микроскопом, нужно его приготовить (рис. 3). Для этого берем предметное стекло, наносим на него пипеткой 1-2 капли воды и размещаем на нем снятую кожицу лука, расправляя ее в капле воды. Накрываем покровным стеклом, устанавливаем на предметный столик и рассматриваем.

Рис.3 Приготовление микропрепарата кожицы лука

При увеличении под микроскопом видны продолговатые клетки, плотно прилегающие друг к другу. Особенно хорошо видны оболочка, цитоплазма и ядро клетки. Если вместо воды капнуть слабый водный раствор йода, ядро приобретет темно-коричневый оттенок и будет более четко видно под микроскопом.

Правила работы с микроскопом:

Биологический русско-английский глоссарий

Лупа — magnifier |ˈmæɡnɪfaɪə| Микроскоп — microscope |ˈmʌɪkrəskəʊp| Тубус — Tube |tjuːb| Штатив — Tripod |ˈtrʌɪpɒd| Окуляр — Eyepiece |ˈʌɪpiːs| Объектив — Lens |lenz| Винт — Screw |skruː| Объект — Object |ˈɒbdʒɪkt| Столик — Stage |steɪdʒ| Подошва — Base |beɪs|

Тест на тему: «Увеличительные приборы»

Навигация (только номера заданий)

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15

Информация

Проверочное тестовое задание включает в себя вопросы с одним и несколькими правильными ответами

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Результаты

Правильных ответов: из 15

Время вышло

Средний результат
Ваш результат

Рубрики

  1. Нет рубрики0%
максимум из 20 баллов
Место Имя Записано Баллы Результат
Таблица загружается
Нет данных

Ваш результат был записан в таблицу лидеровЗагрузка<label> Имя: </label><label> E-Mail: </label><label> Капча: </label>

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 15
    1.

    Самый распространенный увеличительный прибор

    • <label> микроскоп </label>
    • <label> штативная лупа </label>
    • <label> лупа </label>
    • <label> бинокль </label>

    Правильно Неправильно

  2. Задание 2 из 15
    2.

    Более сложная лупа снабженная штативом и предметным столиком из прозрачного стекла

    • <label> микроскоп </label>
    • <label> ручная лупа </label>
    • <label> штативная лупа </label>
    • <label> электронный микроскоп </label>

    Правильно Неправильно

  3. Задание 3 из 15
    3.

    Общий признак всех живых организмов

    • <label> многоклеточность </label>
    • <label> клеточное строение </label>
    • <label> половое размножение </label>
    • <label> неклеточное строение </label>

    Правильно Неправильно

  4. Задание 4 из 15
    4.

    Сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов

    • <label> ручная лупа </label>
    • <label> микроскоп </label>
    • <label> штативная лупа </label>
    • <label> очки </label>

    Правильно Неправильно

  5. Задание 5 из 15
    5.

    Основная часть микроскопа

    • <label> штатив </label>
    • <label> окуляр </label>
    • <label> зеркало </label>
    • <label> тубус </label>

    Правильно Неправильно

  6. Задание 6 из 15
    6.

    Ручная лупа увеличивает

    • <label> в 2 раза </label>
    • <label> в 2-3 раз </label>
    • <label> в 3-5 раз </label>
    • <label> в 10-25 раз </label>

    Правильно Неправильно

  7. Задание 7 из 15
    7.

    Во сколько раз увеличивает световой микроскоп, если на окуляре 20, а на объективе 10

    • <label> 120 </label>
    • <label> 2000 </label>
    • <label> 200 </label>
    • <label> 100 </label>

    Правильно Неправильно

  8. Задание 8 из 15
    8.

    В верхней части тубуса установлен

    • <label> окуляр </label>
    • <label> тубус </label>
    • <label> подошва </label>
    • <label> предметный столик </label>

    Правильно Неправильно

  9. Задание 9 из 15
    9.

    В нижней части тубуса располагается

    • <label> окуляр </label>
    • <label> винты настройки </label>
    • <label> объектив </label>
    • <label> зеркало </label>

    Правильно Неправильно

  10. Задание 10 из 15
    10.

    Тубус изменяет свое положение за счет

    • <label> предметного столика </label>
    • <label> подошвы </label>
    • <label> винтов настройки </label>
    • <label> штатива </label>

    Правильно Неправильно

  11. Задание 11 из 15
    11.

    Оборудование, необходимое для работы с микроскопом

    • <label> предметное и покровное стекла </label>
    • <label> препаровальная игла </label>
    • <label> пипетка </label>
    • <label> вода </label>
    • <label> чашка Петри </label>
    • <label> колба </label>
    • <label> перекись водорода </label>

    Правильно Неправильно

  12. Задание 12 из 15
    12.

    Для приготовления микропрепарата, необходимо

    • <label> нанести на предметное стекло 1-2 капли воды </label>
    • <label> разместить и расправить в капле воды снятую кожицу лука </label>
    • <label> накрыть покровным стеклом кожицу лука </label>
    • <label> отрегулировать зеркало микроскопа </label>
    • <label> плавно опускать и поднимать тубус, пока не появится четкое изображение </label>
    • <label> установить микроскоп на 5-8 см от края стола </label>
    • <label> протереть микроскоп сухой салфеткой </label>

    Правильно Неправильно

  13. Задание 13 из 15
    13.

    Что не соответствует правилам работы с микроскопом

    • <label> протирать микроскоп сухой салфеткой </label>
    • <label> ставить микроскоп рядом с химическими реактивами </label>
    • <label> протирать микроскоп мокрой тряпкой </label>
    • <label> работать с микроскопом сидя за стулом </label>
    • <label> устанавливать микроскоп на расстоянии 15-20 см от края стола </label>
    • <label> передвигать микроскоп в ходе работы </label>
    • <label> устанавливать микроскоп на расстоянии 5-8 см от края стола </label>

    Правильно Неправильно

  14. Задание 14 из 15
    14.

    При увеличении под световым микроскоп особенно хорошо видны

    • <label> оболочка </label>
    • <label> лизосомы </label>
    • <label> цитоплазма </label>
    • <label> ядро </label>
    • <label> лейкопласты </label>
    • <label> вакуоль </label>
    • <label> митохондрии </label>

    Правильно Неправильно

  15. Задание 15 из 15
    15.

    Укажите части микроскопа

    • <label> окуляр </label>
    • <label> рукоятка </label>
    • <label> тубус </label>
    • <label> оправа </label>
    • <label> штатив </label>
    • <label> зеркало </label>
    • <label> подошва </label>

    Правильно Неправильно

Таблица лучших: Тест на тему: «Увеличительные приборы»

максимум из 20 баллов
Место Имя Записано Баллы Результат
Таблица загружается
Нет данных

Источники:

Биология, 6 класс; Р.Алимкулова, А.Аметов, Ж.Кожантаева, К.Кайым ,К.Жумагулова. — Алматы «Атамұра» 2015

Биология Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники; Учебник для 6-7 классов средней школы. В.А.Корчагина, Москва «Просвещение» 1993 г.

Терминология на английском языке: wooordhunt.ru

Видеоматериалы: InternetUrok.ru —>

Содержание:

История появления

Создание увеличительных приборов произошло в древние времена. Первые устройства появились в Египте еще до нашей эры. На основании полученных сообщений становится понятным, что изготовлены они были из горного хрусталя. Такое открытие сделали археологи во время раскопок. После изучения полученной информации стало ясно, что изображение они увеличивали в 1500 раз.

История появления первой трубы связана с Галилео Галилеем. Он сумел сделать аппарат, который являлся прототипом современного микроскопа. Устройство увеличивало рисунок в 300 раз. В XVII веке ученый Торе умел изготавливать лупы с увеличением в 1500 раз. Наконец, Левенгуку удалось изобрести микроскоп. С его помощью можно было изучать строение клетки или какую-то часть ткани микроорганизмов.

Современные оптические приборы основаны на первых простых микроскопах. Их назначение связано с проведением исследований в области биологии или других наук.

Линза и лупа

Основным элементом в любом оптическом приборе является линза. Она представляет собой стеклянный материал выпуклой или вогнутой формы. Падающие на стекло лучи преломляются и сходятся в одной точке. Это позволяет видеть объект в увеличенной форме.

Линза вставляется в оправу, которая бывает 3 видов:

  • резиновая;
  • пластиковая;
  • металлическая.

Такое устройство называется лупой. Ей можно пользоваться, если не требуется рассматривать микроскопические ткани, поскольку изображение увеличивается только в 25−30 раз.

Существует несколько вариантов таких изделий:

  1. Штативная лупа. Прибор вставляется в специальную оправу для удобства использования.
  2. Ручной прибор. Часто к оправе приспосабливается ручка. С ее помощью можно рассматривать изображение, располагая прибор на нужном расстоянии.
  3. С компасом и подсветкой. Такой прибор распространен среди таежных работников для исследования лесной местности в ночное время.
  4. Карманная лупа. Складывающийся вариант с крышкой. Он удобен для постоянного ношения.

Кроме основных видов, часто встречаются комбинированные варианты. Например, к карманной лупе еще добавляется шнурок.

Современный микроскоп

Чтобы понять, какие увеличительные приборы используют современные ученые, нужно ознакомиться с их устройством. Такие аппараты называются микроскопами. Они обладают большим увеличением. С их помощью можно рассматривать бактериальный состав живых организмов. В состав аппарата входят узлы:

  1. Штатив. Является основой микроскопа. Устанавливается в стоячем положении. На нем закрепляются все части устройства.
  2. Зеркальце. В его задачу входит пропускать и преломлять пучки света, направляя их на столик. Оно закрепляется на подвижных шарнирах.
  3. Предметный столик. Это конструкция, на которой располагается исследуемый объект.
  4. Зрительная трубка. Через нее нужно смотреть на изучаемый предмет.
  5. Объективы. Обычно они состоят из 3 единиц. Необходимы для того, чтобы устроить фокусировку изображения.
  6. Окуляр. Находится в вершине зрительной трубки.
  7. Винты. Эти элементы нужны для регулировки зрительной трубки с целью настройки изображения.

Конструкция таких микроскопов является простой, поэтому и увеличение они дают только в 300 раз. Если посмотреть на фотографию сложных устройств, то видно, что такие аппараты состоят из большого количества деталей. При этом они увеличивают рисунок линий тканей в несколько тысяч раз.

Применение аппарата в школе

На биологии в 5 классе такие аппараты используются для исследования строения микроскопических тканей. В задачу учащихся включается требование подготовить прибор для работы. Для этого используются составляющие:

  • основное стекло;
  • накрывающее стекло;
  • препаровальная игла;
  • фильтровальная бумага;
  • пипетка;
  • игла.

На основное стекло с помощью пипетки наносится капля воды. Берется изучаемая живая ткань, отпрепарируется иглой в виде тонкой пленки и укладывается в каплю воды. Сверху ткань накрывается покрывным стеклом. При помощи фильтровальной бумаги убирается лишняя вода. Также нельзя допускать присутствие воздуха.

Исследование проводится со следующими тканями:

  1. Листьями деревьев и кустарников.
  2. Плесневелых грибов.
  3. Спор растений.
  4. Клеток живых организмов или растений.

Вся полученная информация оформляется в виде доклада. В нем следует подробно описать результаты проведенного опыта, изобразить с помощью рисунков полученные сведения и поставить свою подпись.

Еще тесты

Читайте также

Хордовые животные — общая характеристика, классификация и особенности строенияПокрытосеменные растения — характеристика и особенностиПресмыкающиеся — общая характеристика класса, примеры животных и интересные фактыВолк — характеристика животного и образ жизни стаи

Исследование микроорганизмов стало возможным после изобретения и использования увеличительных приборов. В данной статье мы вспомним материал за 6 класс биологии и повторим, какие приборы существуют, как они работают, познакомимся с историей открытия микроскопа.

uvelichitelnye-pribory.jpg

Увеличительные приборы

Познавая окружающий мир, человечество столкнулось с тем, что без специального оборудования невозможно рассмотреть и изучить строение живых организмов. Современной науке уже известно, что организмы состоят из клеток. Чтобы удостовериться в этом, учёные изобрели увеличительные приборы, которые помогают увеличить изображение в несколько сотен раз. К такому оборудованию относятся:

  • Лупа – простой прибор, способный увеличить изображение до 20 раз. Состоит из ручки и оправы с увеличительным стеклом. Существует ещё и штативная лупа – это прибор, на котором стекло закрепляется на штативе. С помощью такого прибора можно увидеть клетки, но познать их строение не получится.

biologiya-36686-shtativnaya-lupa.jpg

Рис. 1. Штативная лупа.

  • Микроскоп – более сложное оборудование, которое позволяет рассмотреть и изучить самые мелкие предметы. Его способность увеличивать достигает несколько тысяч раз.

Слово «микроскоп» в переводе с греческого языка обозначает «микрос» – мелкий, «скопео» – смотреть.

Строение микроскопа

Световой микроскоп увеличивает изображение прозрачных и полупрозрачных предметов. Световые лучи пронизывают исследуемый объект, а с помощью увеличительных линз (их здесь несколько) увеличивают изображение в сотни, тысячи раз.

Строение увеличительного прибора следующее:

  • тубус (трубка) с окуляром, расположенным в верхней его части;
  • окуляр имеет оправу и пару увеличительных стёкол;
  • нижний конец тубуса имеет объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол;
  • штатив, к которому прикрепляется тубус;
  • винты для поднятия и опускания трубки;
  • предметный столик;
  • зеркало.

Чтобы рассмотреть объект, его, с помощью зажимов, закрепляют на предметном столике.

biologiya-36686-svetovoy-mikroskop.jpg

Рис. 2. Световой микроскоп.

Современные электронные микроскопы могут увеличивать изображение в 3,5 тысячи раз.

История создания микроскопа

Первые микроскопы появились в конце XVI века, они состояли из двух линз. В 1665 году английский учёный Роберт Гук использовал усовершенствованный вид микроскопа для изучения строения среза дубовой пробки, на поверхности которой он смог рассмотреть поры (ячейки). Увидев такие же ячейки и в сердцевине бузины, он дал им название «клетки».

Во второй половине XVII века голландский учёный Левенгук сумел сконструировать прибор, способный увеличивать в 270 раз. Так он открыл микроорганизмы.

biologiya-36686-mikroskop-levenguka.jpg

Рис. 3. Микроскоп Левенгука.

Создание увеличительного оборудования основало изучение клеточного строения живых организмов.

Что мы узнали?

Увеличительные приборы бывают двух видов: лупа и микроскопы. С их помощью стало возможно изучение микроорганизмов и клеточного строения всего живого на планете. Современные микроскопы способны увеличивать изображения в несколько тысяч раз, тем самым помогая лучше познать строение и жизнедеятельность клеток, а также законы природы.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    С помощью каких приборов стало возможно изучение внутреннего строения клеток и микроорганизмов?</h3>

    • <label>измерительных</label>
    • <label>увеличительных</label>
    • <label>медицинских</label>
    • <label>электрических</label>

(новая вкладка)

Уже в древние времена людей интересовало устройство окружающего мира. Они проводили различные исследования и изучали внутреннее строение человека и животных. Однако тогда люди могли использовать лишь методы наблюдения и эксперимента. Возможность изучать микроорганизмы и клетки появилась лишь после того, как были созданы увеличительные приборы. На биологии в 6 классе строение этих устройств изучается довольно подробно.

Содержание

Методы изучения в биологии

В биологии используется несколько методов изучения живых организмов. Некоторые из них не требуют серьезного технического оснащения и активно применялись в древности. Основными методами познания окружающего мира являются:

  • исторический;
  • метод сравнения;
  • описание;
  • наблюдение;
  • эксперимент.

Часть этих методов требует наличия специальных технических устройств, с помощью которых можно многократно увеличить картинку.

Говоря проще, ученым для изучения окружающего мира требуются различные увеличительные приборы. Без них рассмотреть простейшие микроскопические организмы просто невозможно. Не зная строения этих существ, нельзя изучать и протекающие в них процессы.

Разновидности приборов

Изучая окружающий мир, люди столкнулись с необходимостью использования специального оборудования. Сегодня ученые знают, что самым мелким элементом любого организма является клетка. Однако сначала им пришлось изобрести особые устройства, с помощью которых можно увеличить изображение.

Остается выяснить, какие увеличительные приборы используют современные ученые. Наиболее простым среди них является лупа. Вполне очевидно, что именно это устройство было создано первым. Более сложную конструкцию имеет микроскоп. Сегодня существует несколько видов этого прибора:

  • световой (оптический);
  • лазерный;
  • зондовый сканирующий;
  • электронный;
  • рентгеновский;
  • интерференционно-контрастный дифференциальный.

vidy_mikroskopov.jpg

Все они сегодня нашли широкое применение не только в биологии, но и других науках, например, в химии. Некоторые виды микроскопов имеют сравнительно простое устройство. При этом конструкция других устроена довольно сложным образом.

В сочетании с компьютерной техникой современные микроскопы позволяют рассматривать и делать снимки простейших живых организмов. Именно эти рисунки и представлены в школьных учебниках.

Краткая история изобретения

lupa_drevnosti.jpg

Чтобы создать современные увеличительные приборы, людям потребовалось много времени. Корни истории появления этих устройств уходят в глубокую древность. Так, прототип лупы был создан в Древнем Египте. Это устройство было изготовлено из горного хрусталя. Благодаря искусной обработке оно позволяло увеличить изображение в 1500 раз.

Затем люди научились делать стекло, которое стало основным материалом для изготовления линз. В XVI столетии Галилео Галилей стал первым ученым, создавшим первый сложный увеличительный прибор. Это была раскладная труба, позволявшая увеличить картинку в 300 раз.

Через 100 лет ученому Торе удалось смастерить линзы небольших размеров, с помощью которых удалось получить 1500-кратное увеличение. Прорыв в области создания микроскопов случился благодаря работе Антони ван Левенгука. Именно ему удалось сконструировать микроскоп, с помощью которого можно было изучать микроорганизмы.

Строение лупы и ее виды

Принцип действия оптических увеличительных приборов основан на применении особых стекол — линз. Ручная лупа является самым распространенным устройством и отличается простейшей конструкцией — выпуклая линза обрамлена в оправу. Для удобства использования прибора у него имеется рукоятка. Основной элемент этого прибора — линза.

Она изготовлена из стекла, обработанного особым образом. Оправа, в свою очередь, может быть сделана из различных материалов, например, пластмассы или металла. С помощью лупы достигается увеличение изображения в 20−30 раз.

Следует выделить основные виды этого прибора:

shtativnaya_lupa.jpg

  • Штативная лупа. Линза обрамлена в специальную оправу, которая крепится к штативу.
  • Устройство с ручкой. Это классическая лупа, на оправе которой имеется рукоятка.
  • Прибор с подсветкой и встроенным компасом. Такая конструкция прибора позволяет использовать его во время полевых исследований. Благодаря светодиодным лампочкам лупу можно применять даже в ночное время.
  • Карманный вариант. Этот прибор может складываться, и оснащен крышкой, обеспечивающей ему защиту во время транспортировки.

Кроме этого, встречаются и комбинированные виды.

Конструкция микроскопа

С помощью лупы нельзя рассмотреть строение клеток или простейших организмов. Для решения этой задачи учеными был создан специальный прибор — микроскоп. Среди всех видов микроскопов наиболее простую конструкцию имеет оптический. Этот прибор устроен следующим образом:

  • Штатив. Является основой прибора и имеет изогнутую форму. Все остальные элементы микроскопа крепятся к этому элементу.
  • Зеркальце. Расположено в нижней части штатива. Зеркальце предназначено для улавливания солнечных лучей и направления их пучка на предметный столик. Этот элемент конструкции крепится с помощью подвижных шарниров, что позволяет упростить процесс настройки прибора.
  • Предметный столик. Представляет собой неподвижный элемент конструкции прямоугольной либо круглой формы. Именно на предметном столике устанавливается исследуемый образец.
  • Зрительная трубка. С одной стороны на ней установлен окуляр, а с другой — сменные объективы, благодаря которым можно менять степень увеличения. Зрительная трубка надежно крепится к штативу.
  • Объективы. Расположены над предметным столиком. Чаще всего микроскоп имеет три увеличительных объектива, с помощью которых изображение увеличивается и фокусируется.
  • Окуляр. Предназначен для наблюдения за объектом исследования.
  • Винты. С их помощью регулируется перемещение зрительной трубки для получения максимально качественного изображения.

konstrukciya_mikroskopa.jpg

Световой микроскоп имеет довольно простую конструкцию. С помощью этого прибора картинку можно увеличить в 300 раз. Школьникам предстоит не только изучить конструкцию увеличительных устройств, но и научиться использовать их. Это очень простая тема, и нередко учащиеся решают написать по ней доклад или подготовить сообщение.

Еще материалы к урокам биологии для 6 класса:

  • Взаимосвязь и типы растительных сообществ (биология, 6 класс)

  • Формула цветка семейства сложноцветные (биология, 6 класс)

  • Краткая характеристика внешнего строения листа (биология, 6 класс)

  • Кратко о дыхании растений (биология 6 класс): тип и значение процесса

  • Виды вирусов (биология 6 класс)

  • Биология, 6 класс: доклад на тему «Значение водорослей»

  • Строения цветка и плода семейства злаковых (биология, 6 класс)

  • Характеристика класса двудольные и его семейства (биология, 6 класс)

  • Предки, различия и значение хвощей и плаунов (биология, 6 класс)

  • Основные видоизменения листьев растений (биология, 6 класс)

  • Сложные и простые соцветия (биология, 6 класс)

Используемые источники:

  • https://bio-lessons.ru/uvelichitelnye-pribory/
  • https://nauka.club/biologiya/uvelichitelnye-pribory.html
  • https://obrazovaka.ru/biologiya/uvelichitelnye-pribory-stroenie-6-klass.html
  • https://na5.club/biologiya/osobennosti-stroeniya-uvelichitelnyh-priborov.html