Проект по теме: «Физика в быту»

• 18 Сентября 2017

Зачем мне эта дурацкая физика? А вот зачем!

Самая распространенная жалоба школьника на трудность предмета звучит так: “Зачем мне эта дурацкая …. (тут можно поставить что угодно – физику, математику, историю, биологию), если я не собираюсь заниматься ей после школы?!”

Действительно, а нужно ли бедному ребеночку зубрить формулы и разбираться с законами Ньютона и Фарадея? Может, ну ее, эту пакость, займемся лучше чем-то интересным? Удивительно, но многие взрослые и сами не понимают, зачем учили физику в школе и искренне не видят связи между этой занимательной наукой и повседневной жизнью. Давайте же найдем эту связь!

fizika_1.jpeg

Представьте себе свой обычный день. Вот вы встали с кровати, потянулись и посмотрели в зеркало. И законы физики заработали прямо с началом вашего дня!

Движение, отражение в зеркале, гравитация, которая заставляет вас идти по земле, а воду течь в раковину, а не вам в лицо, сила, которая требуется для того, чтобы поднять сумку или открыть дверь – все это физика.

Обратите внимание на лифт, легко и быстро поднимающий вас на нужный этаж, автомобиль или другой транспорт, компьютеры, планшеты и телефоны. Без физики все это никуда бы не поехало, не включилось и не заработало.

fizika_2.jpg

Развитие физики можно приравнять к прогрессу.

Сначала люди поняли законы оптики и изобрели простые очки, чтобы те, кто плохо видит, могли лучше ориентироваться, читать и писать. А затем на свете появились микроскопы, с помощью которых ученые сделали невероятные открытия в таких областях, как биология и медицина. И телескопы, в которые астрономы увидели планеты, звезды и целые галактики и смогли сделать выводы об устройстве Вселенной. Каждое открытие в физике помогает человечеству сделать новый шаг вперед.

Хорошо, скажете вы. Но ведь для всего перечисленного, для всех этих открытий и разработок существуют физики. То есть люди, сознательно выбравшие именно эту науку своей основной профессией. Причем же здесь остальные, да еще и гуманитарии? Им-то на что эти знания, если можно просто прочитать инструкцию к своему телефону и этого будет достаточно для его использования?

fizika_3.jpeg

Мы уже писали, что в каждом гуманитарии может обнаружиться и технарь, но кроме этого, приведем несколько примеров из повседневной жизни, когда базовое знание физики может пригодиться каждому. Причем, разберем только один раздел физики, практически полностью созданный Исааком Ньютоном, — механику.

Движение, скорость, ускорение.

Итак, все во Вселенной постоянно двигается, включая нашу планету и землю, по которой мы ходим. А ходим мы почти ежедневно в разные места. Значит, мы постоянно рассчитываем, насколько быстро доберемся до театра, работы, друзей, чтобы не опоздать. Задачи на скорость мы решаем в средней школе в рамках курса математики, но на самом деле это базовая физика.

fizika_6.jpg

Теперь представьте, что вы выбираете машину. У вас есть желание получить резвый автомобиль, но вам нужно возить семью, поэтому размер тоже имеет значение. То есть резвый и большой. И как же понять, какой подойдет? На что вы обратите внимание? На ускорение, конечно! Есть такой параметр – постоянное ускорение, то есть разгон от 0 до 100 км за количество секунд. Так вот чем меньше время от 0 до 100, тем бодрее будет ваша машина на старте и виражах. И это подскажет вам физика!

Когда вы начинаете (и продолжаете) водить машину, кое-что из базового курса физики вам очень пригодится. Например, вы сами поймете, что резко тормозить на трассе при скорости 120 км/ч только потому, что вам внезапно захотелось полюбоваться красивым видом, пожалуй, не стоит.

fizika_5.jpgДаже если за вами не едет на такой же скорости еще несколько автомобилей, водители которых могут не успеть среагировать. Просто при торможении ускорение отрицательное, поэтому всех, кто сидит в машине, резко бросает вперед. Поверьте, впивающиеся в тело ремни и растянутые шейные мышцы – это неприятно. Просто имейте в виду такое понятие из физики, как ускорение.

Сила тяготения, импульс и другие полезности.

Физика расскажет о законе тяготения. То есть мы уже и так знаем, что если бросить предмет, то он упадет на землю. Что это значит? Земля притягивает нас и все предметы. Мало того, планета Земля притягивает даже такой тяжелый космический предмет, как Луна. Заметим, что Луна не улетает по своей траектории и каждый вечер показывается людям. Также не зависают в воздухе любые штуки, которые мы в сердцах бросили на пол. На брошенные предметы действует еще и ускорение, потому что у Земли огромная сила притяжения. А также сила трения.

Поэтому, зная об этих законах, можно понять, что происходит, если человек прыгает с парашютом. Связана ли площадь парашюта связана с замедлением скорости падения? Может, стоит просить парашют побольше? Как действует импульс на коленки парашютиста, и почему нельзя приземляться на прямые ноги?

А как выбрать горные лыжи? Вы отлично катаетесь или только начинаете? Подумайте о трении, уточните именно эти параметры своих новых лыж. Если вы новичок, не знающий физики, то очень вероятна ошибка в выборе. Успеете ли вы остановиться?

Окей, вы не собираетесь прыгать с парашютом и ничего не хотите знать про горные лыжи.

Вернемся к повседневности. Вот перед вами гайка и гаечный ключ. За какую часть ключа нужно взяться, чтобы приложить к гайке максимальную силу? Те, кто изучал физику, возьмутся за ключ как можно дальше от гайки. Чтобы открыть тяжеленную дверь в старое здание, нужно давить на нее с самого краю, подальше от петель. Нужно ли рассказывать про рычаг и точку опоры, которой так не хватало Галилею?

Наверное, этих примеров пока достаточно для иллюстрации ежедневного присутствия физики в нашей жизни. И это была только механика! А ведь есть еще оптика, которую мы упоминали в начале статьи, и электричество с магнитными полями. И это мы скромно молчим про теорию относительности.

Поверьте, физика на базовом уровне необходима каждому, чтобы не выглядеть глупо и смешно в самых обычных ситуациях.

Вернуться к списку статей

Проект: «Физика в быту»

Выполнила: студентка 2 курса группы 9/10 Ивановского железнодорожного колледжа Бабурина Анастасия Валерьевна Руководитель проекта: Савенко Ирина Николаевна

Физика

Истинная и законная цель всех наук состоит в том,

чтоб наделять жизнь человеческую новыми

изобретениями и богатствами.

Фрэнсис Бэкон

• Физика окружает нас везде, особенно дома. Мы привыкли её не замечать. Знание физических явлений и законов помогает нам в домашних делах, защищает от ошибок. Посмотрите на то, что происходит у вас дома глазами физика, и Вы увидите много интересного и полезного!

Цель проекта:

• Исследовать взаимосвязи науки физики со сторонами окружающего нас мира.

Задача проекта:

• Проанализировать материал, отражающий факт многогранного проявления практически всех физических явлений и закономерностей в бытовых условиях (на кухне, в ванной и пр.).

Теплофизика в быту

• Чтобы стеклянный стакан не лопнул, когда в него наливают кипяток, в него кладут металлическую ложку
  • Ежедневно мы кипятим воду

Физика на кухне

• Чай всегда заваривают кипятком, так как при этом диффузия происходит быстрее
  • При варке пельменей увеличивается их объем, и уменьшается их плотность, поэтому пельмени начинают всплывать (увеличивается архимедова сила действия на пельмени)

Физика в ванной

• Когда мы моемся в ванной, запотевание зеркала и стен происходит в результате конденсации водяного пара.
  • Кран с холодной водой всегда можно отличить по капелькам воды, которые образовались на нём при конденсации водяного пара.

Физические опыты дома

Иголки дыбом (магнетизм)

• Магнит прекрасно притягивает иголки и булавки. Их очень удобно подбирать магнитом с полу, если случайно рассыплешь. Можно подвесить к магниту целую цепочку из иголок, «примагничивая» их одну за другой. Держаться будет и четвертая иголка, и пятая. Но стоит оторвать первую от магнита — и вся цепочка рассыплется!
  • А можно заставить иголки «встать дыбом». Положим несколько штук на стол и сверху осторожно подносим к ним магнит, Иголки придут в беспокойство, зашевелятся, а потом подскочат. Но если вовремя магнит немного отодвинуть, иголки не успеют к нему пристать. Они будут стоять на остриях, слегка покачиваясь.

Физические опыты дома

Конвекция от тепла руки

• Возьмите небольшой лист папиросной бумаги. Аккуратно перегните его по диагоналям и наденьте на острие иголки, воткнутой в пробку. У вас получится квадратный зонт, устойчиво сидящий на острие иголки, подпирающей его в центре тяжести.
  • Теперь поднесите полусогнутую ладонь к вашему зонтику. Тепло вашей руки, — восходящие потоки воздуха заставят его медленно вращаться

<center>

Термодинамика — наука о закономерностях превращения энергии.

Термос можно использовать для хранения горячих и холодных продуктов

Термодинамика и быт

• Внутренняя стеклянная колба термоса имеет двойные стенки, между которыми вакуум. Это позволяет предотвратить потерю тепла в результате теплопроводности. Колба имеет серебристый цвет, чтобы предотвратить потерю тепла излучением.
  • Пробка препятствует потере тепла путём конвекции. Кроме того, она имеет плохую теплопроводность. Корпус защищает колбу от повреждений.

Теплопередача

• Ручки у кастрюль делают из материалов, плохо проводящих тепло, чтобы не обжечься.
  • Нельзя открывать крышку кастрюли и заглядывать в неё, когда в ней кипит вода. Ожог паром очень опасен!

<center>

Дерево имеет плохую теплопроводность, поэтому деревянный паркет теплее, чем другие покрытия.

Теплопроводность

• В стеклопакетах между стёклами находится воздух (иногда его даже откачивают).Его плохая теплопроводность препятствует теплообмену между холодным воздухом на улице и тёплым воздухом в комнате. Кроме того, стеклопакеты снижают уровень шума.
  • Ковер имеет плохую теплопроводность, поэтому ногам на нём теплее.

Конвекция

• Батареи в квартирах располагают внизу, так как горячий воздух от них в результате конвекции поднимается вверх и обогревает комнату.
  • Вытяжку располагают над плитой, так как горячие пары и испарения от еды поднимаются вверх.

Чтобы ноги не мерзли!

• При традиционном обогреве комнаты самым холодным местом в комнате является пол, а теплее всего у потолка.
  • В отличии от конвекции, прогрев комнаты излучением от пола происходит снизу вверх, и ноги не мёрзнут!

<center>

В быту часто применяют магниты!

Магнетизм

• Декоративные магниты
  • Магнитные застежки на сумках и куртках
  • Магнитные замки на мебели

Давление

• Для увеличения давления мы затачиваем ножницы и ножи, используем тонкие иголки.

<center>

В основе работы ножниц лежит рычаг!

<center>

Каждый день мы пользуемся сообщающимися сосудами…

Трение

• Чтобы увеличить трение, мы носим обувь на рельефной подошве.
  • Коврик в прихожей делают на резиновой основе.

Электризация

• Чистые и сухие волосы при расчесывании пластмассовой расческой притягиваются к ней, так как в результате трения расчёска и волосы приобретают заряды, равные по величине и противоположные по знаку. Металлическая расчёска такого эффекта не даёт, так как является хорошим проводником

Электрическое поле

• Нельзя во время работы телевизора находиться на расстоянии менее 0,5 м от его задней и боковых панелей. Сильное магнитное поле катушек, управляющих электронным лучом, плохо влияет на организм человека!

При включении и работе телевизора у экрана создается сильное электрическое поле

• Из-за электростатического поля к экрану телевизора прилипает пыль, поэтому его надо регулярно протирать!

Бытовые физические приборы

Весы

Мензурка

• Часы
  • Комнатный термометр

Тепловое действие тока

Система электроснабжения квартиры

Электромагнитные волны

• Мы можем встретить в быту приборы, которые принимают и излучают электромагнитные волны!

Маятники вокруг нас

• С помощью маятников изучают колебания!
  • Часовые механизмы ( все виды часов), различные системы стабилизации скорости вращения(детские качели, колокол)

Физика цветомузыки

• Музыка и свет, взаимодействуя, рождают цветомузыку. Если объяснить просто, то цветомузыку можно представить как устройство, которое строит картины из света, способно формировать цветные образы при музыкальном сопровождении.

Физика цветомузыки

• Цветомузыка — всегда яркое дополнение любой вечеринки!

Вывод

• Проведя данный проект, я в очередной раз убедилась, что наш мир богат многообразием физических явлений, которые окружают нас в повседневной жизни!

Источники информации:

Спасибо за внимание!!!

Физика — школьный предмет, при изучении которого многие сталкиваются с проблемами. Из курса физических знаний многие почерпнули лишь цитату Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!». На самом деле физика окружает нас на каждом шагу, а физические лайфхаки делают жизнь проще и удобнее. Знакомьтесь, очередная десятка лайфхаков, которая расширит ваш горизонт знаний об окружающем мире.

1. Лужа, исчезни!

Если вы пролили воду, не торопитесь вытирать лужу. Просто разотрите ее по полу, увеличив площадь поверхности жидкости. Чем больше поверхность жидкости, тем быстрее она испарится. Понятное дело, «сладкие» лужи высыхать не оставляют: вода испарится, а сахар останется.

2. Теневой загар

Прямые солнечные лучи и чувствительная кожа – тандем сомнительный. Чтобы «озолотить» тело и не получить ожог, загорайте в тени. Ультрафиолетовое излучение рассеяно везде и «достанет» вас даже под пальмами. Не отказывайтесь от свиданий с солнцем, но оградите себя от его обжигающих поцелуев.

3. Автополив растений

Отправляетесь в отпуск? Позаботьтесь о горшочных растениях. Организуйте автополив: поставьте рядом с горшком банку с водой, опустите в нее до дна хлопчатобумажный шнур, другой конец которого положите в горшок. Работает капиллярный эффект. Вода заполняет пустоты тканевых волокон и перемещается по ткани. Система работает сама – по мере подсыхания земли движение воды по ткани увеличивается и, наоборот, при достаточной увлажненности – прекращается.

4. Быстро охладить напитки

Чтобы быстро охладить бутылку с напитком, оберните ее влажным бумажным полотенцем и поставьте в морозильную камеру. Известно, вода с влажной поверхности испаряется, а температура оставшейся жидкости понижается. Эффект охлаждения от испарения усилит эффект охлаждения морозильной камеры, и влажная бутылка охладится гораздо быстрее.

5. Правильно охладить продукты

Другой физический лайфхак на тему правильного охлаждения посвящен продуктам. Холодный воздух всегда опускается вниз, теплый – поднимается вверх. И именно поэтому хладагенты в сумку-морозильник следует класть сверху! В противном случае холодный воздух так и остается снизу, а верхние продукты окажутся испорченными.

6. Солнечный светильник из бутылки

Чердачные помещения тоже нуждаются в освещении. Если возможности провести ламповый свет нет, пользуйтесь солнечной энергией. Проделайте на крыше чердака дырку и закрепите в ней пластиковую бутылку с водой. Солнечный свет, отражаясь и рассеиваясь, равномерно осветит помещение. Увы, такой «светильник» работает только днем.

7. Молоко не убежит

Как вскипятить молоко, чтобы оно не убежало, а плиту не пришлось нудно драить? Положите на дно кастрюли блюдце в перевернутом виде, залейте молоко. Блюдце сдержит образование пены и бурное кипение, вынуждая молоко кипеть как вода.

8. Быстро сварить картофель

Если положить в воду при варке картофеля сливочное масло, теплоемкость воды повысится, а картофель сварится в 2 раза быстрее! К тому же, сливочное масло самым положительным образом скажется на вкусе картофеля.

9. «Лекарство» от запотевшего зеркала

Запотевшее в ванной зеркало нарушает гармоничный ритм сборов. Как избавиться от конденсата? При приеме душа воздух нагревается, а поверхность зеркала остается холодной. Для решения проблемы достаточно сгладить разницу температур – например, прогреть зеркало феном.

10. Ненагревающаяся ручка

Некоторые материалы нагреваются быстро – железо, медь, серебро и другие металлы. Другие принимают и передают тепло медленно – пробка, древесина или керамика. Так сделайте апгрейд своих нагревающихся ручек, продев в ушки древесные пробки от винных бутылок.

Поделись