Альфред Адлер биография психолога кратко

Биография

Австрийский психолог Альфред Адлер считается одним из выдающихся ученых XX века. Он заложил основы индивидуальной психологии, которая рассматривает человека в комплексе с его социальными особенностями, а также ввел термины «комплекс неполноценности» и «компенсация».

Детство и юность

Психолог родился 7 февраля 1870 года в Рудольфсхайме, деревне на западных окраинах Вены, в Австро-Венгрии. Он второй из семи детей Паулины (в девичестве Бир) и Леопольда Адлера, евреев.

Опубликовано Alfred Adler Вторник, 27 ноября 2012 г.

Альфред Адлер в молодости

Биография Альфреда Адлера была сложной, полной трагедий и смертей с ранних лет. В младенчестве он страдал рахитом, из-за чего поздно научился ходить. В 3 года потерял младшего брата, который умер рядом с ним в кроватке. В 4 года подхватил такое серьезное воспаление легких, что доктора говорили: мальчик потерян. По воспоминаниям мужчины, именно эта цитата вдохновила его стать врачом.

Все изложенное в трудах Адлера основывалось на его личной жизни. В детстве психолог пользовался популярностью у сверстников, находил у них те чувства уважения и равенства, которые не давала семья. Позже он написал, что именно благодаря интересу со стороны общества человек может реализовать свой потенциал.

Личная жизнь

В студенческие годы Альфред познакомился со своей будущей женой Раисой Тимофеевной Эпштейн, интеллигенткой и социалисткой из России, которая приехала в Вену по обмену. Свадьбу сыграли в 1897 году.

Alfred Adler With Son Kurt and Daughter Alexandra (1936, in California)

Опубликовано Alfred Adler Вторник, 27 ноября 2012 г.

Альфред Адлер с сыном Куртом и дочерью Александрой

В браке родились дети — Валентина (1898 г. р.), Александра (1901 г. р.), Курт (1905 г. р.) и Корнелия, или Нелли (1909 г.р.). В архивах сохранилось множество фотографий дружной семьи Адлер.

Средние дети, Александра и Курт, пошли по стопам отца и связали жизнь с психиатрией. Валентина избрала путь матери — стала троцкисткой, за что позже была репрессирована.

Научная деятельность

Врачебную карьеру Альфред Адлер начинал как офтальмолог, затем переключился на неврологию, но интерес к психологии все же взял верх. Его идеи оказались столь интересными, что в 1902 году Зигмунд Фрейд пригласил коллегу присоединиться к своему дискуссионному клубу Wednesday Society. По факту на этих собраниях зародился психоанализ.

Как и у многих людей, у Адлера отношения с Зигмундом Фрейдом не сложились. В 1911-м он вышел из Wednesday Society, а спустя год основал Ассоциацию индивидуальной психологии. Первоначально к нему примкнули те, кто считал идеи Альфреда более схожими с философией Фридриха Ницше, чем с психоанализом Фрейда.

Мыслитель преуспел в построении независимой школы психотерапии и теории личности. Своей основной целью он ставил развитие концепции, которая рассматривала бы психологическое благополучие человека в связке с его социальным положением. При этом Адлер грамотно делал упор не на лечение существующих проблем, а на профилактику их возникновения.

Ранние идеи мужчины описываются в книге «Невротический персонаж». Уже на этих страницах появляются понятия неполноценности и компенсации.

Психолог пишет, что бессознательное у свободного от ментальных проблем человека работает так, чтобы преобразовать имеющуюся неполноценность — физическую, моральную, психическую — в превосходство, то есть полноту. На пути у этого преобразования могут стоять только социальные преграды: воспитание, окружение, роль в обществе. Адлер также указывает на опасность «сверхкомпенсироваться». Человек, достигший этого, становится, как правило, жаждущим власти, агрессивным эгоцентриком.

В своей концепции Альфред отводит значительное место воспоминаниям из детства. В книге «Наука жить» психолог пишет:

«Воспоминания — это напоминания. Не бывает случайных воспоминаний. Из неисчислимого числа впечатлений, которые случаются с человеком в детстве, память предпочитает хранить только те, которые она считает объяснением психических проблем».

Интересовал Адлера и порядок появления детей на свет. Полагаясь на собственный опыт, он предположил, что первенец находится в благоприятном положении, поскольку единолично наслаждается вниманием родителей. Но с появлением второго и последующих детей он начинает чувствовать себя униженным. Развивается комплекс неполноценности.

Опубликовано Irene Giuntini Среда, 11 сентября 2019 г.

Альфред Адлер, Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг

По мнению мыслителя, именно старшие дети чаще всего страдают от невроза и вредных привычек. Это компенсация за чрезмерную ответственность в детстве — например, необходимость присматривать за родственниками. Младшие дети, наоборот, растут избалованными, что ведет к слабой социальной эмпатии. А вот средние дети, которые не испытывали ни излишнего внимания, ни отсутствия такового, чаще всего вырастают в успешных людей.

Именно поэтому Адлер считал важным проводить терапию и тренинги не со взрослыми ментально нездоровыми людьми и даже не с детьми, а с теми, кто занимается воспитанием. В течение 25 лет психолог читал лекции в школах, больницах, общественных центрах. Он рассказывал родителям, соцработникам, учителям, как вырастить достойного члена общества.

Частично эти лекции зафиксированы в библиографии Адлера: «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека», «Понять природу человека», «О стремлении к превосходству».

Трудно оценить практический вклад в психологию, совершенный Альфредом Адлером. Не сосчитать, скольких он уберег от комплексов неполноценности и последующей болезненной компенсации.

Некоторые взгляды мыслителя нашли отклик в неофрейдизме, гештальт-психологии, они актуальны и сегодня. Его теории личности придерживаются в десятках стран: США, Канада, Австрия, Германия, Италия, Израиль, Япония и пр.

Смерть

Альфред Адлер умер 28 мая 1937 года в Абердине, Шотландия. Причиной смерти стал сердечный приступ. Говорят, ему стало плохо на улице. Прохожие, подоспевшие на помощь, услышали имя, сорвавшееся с его губ: «Курт». В предсмертную минуту мужчина звал единственного сына.

Тело предали огню в крематории Warriston в Эдинбурге, но так и не передали родным. Долгие годы останки психолога считались утерянными, а в 2007 году были найдены в хранилищах крематория. В 2011-м урну с прахом перевезли в Вену для захоронения.

Библиография

  • 1912 — «О нервическом характере»
  • 1914 — «Лечить и воспитывать»
  • 1919 — «Другая сторона. Массовое»
  • 1938 — «Социальный интерес: вызов человечеству»
  • 1926 — «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека»
  • 1928 — «Очерки по индивидуальной психологии»
  • 1929 — «Индивидуальная психология и развитие ребёнка»
  • 1929 — «Наука жить»
  • 1932 — «Техника лечения»

Альфред Адлер — известный врач и психотерапевт, создатель системы индивидуальной психологии.

Детство и юность

Альфред Адлер был одним из семи детей в семье еврейского торговца зерном и его жены. В детстве он страдал от рахита, и не мог ходить до четырёх лет. В пятилетнем возрасте он серьёзно переболел пневмонией. Все его детские болезни повлияли на его решение стать врачом.

Своё начальное образование Альфред Адлер получил в классической средней школе. Затем он поступил в Венский университет на медицинский факультет, окончил который в 1895 году. Во время учёбы он стал близко общаться с группой социалистов.

Карьера

В начале своей карьера Адлер занимался офтальмологией, но затем переключился на терапию. С самого детства он интересовался социализмом, и даже писал статьи для социалистических газет. В 1902 году Адлер получил приглашение от известного психиатра Зигмунда Фрейда присоединиться к «Психологическому клубу по средам», члены которого изучали различные стороны психоанализа.

В 1910 году Адлер стал президентом Венского психоаналитического общества, но к этому времени различия со взглядами Фрейда становились всё сильнее, и Адлер покинул общество год спустя.

В 1912 году Адлер основал Общество индивидуальной психологии. И несмотря на то, что он покинул общество Фрейда из-за различий во взглядах и мыслях, Адлер и Фрейд уважали друг друга и черпали вдохновение из работ друг друга. В 1913 году Адлер назвал своё учение системой индивидуальной психологии.

Во время первой мировой войны (1914-1918) он три года отслужил в больничном обеспечении. После окончания войны он основал консультационную поликлинику для детей с тяжёлой психикой в Вене. Он также предложил ввести в школах должность человека, ответственного за работу с детьми с неустойчивой психикой.

В 1924 году он принял приглашение и занял пост преподавателя в Педагогическом институте в Вене. Он часто путешествовал и выступал с докладами во многих учебных заведениях Европы и Америки. В 1927 году он стал приглашённым профессором в Колумбийском университете.

В 1932 году, после прихода к власти в Австрии партии Гитлера, Адлер переехал в Нью-Йорк, где занял пост профессора в Медицинском колледже Лонг-Айленда. До конца своих дней он ездил по миру со своими лекциями.

Альфред Адлер был очень продуктивным автором, написав за свою жизнь более 300 книг и статей. Самые значимые его работы: «Практика и теория индивидуальной психологии» (1927), «Постижение человеческой природы» (1927), «Смысл жизни» (1931).

Основные работы

Он основал «Ассоциацию индивидуальной психологии» Адлера, которая изначально имела название «Общество свободных психоаналитических исследований». В его работах преобладал целостный подход к изучению человеческой психологии и личности. Он определил несколько фиктивных целей, которые в большинстве своём бессознательны. Адлер был убеждён, что человеческая психология психодинамична и что её можно объяснить телелогически. Он также считал, что сознательное и бессознательное работают в паре, способствуя достижению фиктивных целей. Адлер полагал, что комплекс неполноценности крайне сильно влияет на определение развития личности человека. Он также думал, что комплекс неполноценности — один из основных факторов проблем с поведением у детей.

Личная жизнь и наследие

Во время учёбы в Вене Альфред Адлер познакомился с Раисой Эпштейн — российским общественным деятелем. Пара поженилась в 1897 году, у них родилось четверо детей. Его дочь Александра стала психиатром и общественным деятелем, а дочь Валентина — писателем и общественным деятелем.

В 1937 году, во время своей рабочей поездки в Абердинский университет, Шотландия, Адлер неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.

В 1952 году в Чикаго была основана «Школа профессиональной психологии Адлера», для продолжения работ выдающегося психиатра.

Интересные факты

Зигмунд Фрейд и Альфред Адлер были коллегами — ни один из них не был наставником у другого, как упоминается в некоторых источниках.

Ярый сторонник социализма, Альфред Адлер полностью разделял взгляды марксистов.

Он верил, что порядок рождения детей в его семье влиял на его личность.

Альфред Адлер был венским врачом, который оказал большое влияние на теории о человеческом уме. Адлер, Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг, они являются основателями того, что мы знаем как «глубокая психология».

Адлер родился в Вене, Австрия, 7 февраля 1870 года. Он был вторым из шести детей. Его отец был еврейским торговцем зерном, а мать — домохозяйкой. Детство провел в пригороде австрийской столицы. Его здоровье было очень хрупким, отчасти потому, что он страдал от рахита, а отчасти потому, что однажды его сбила машина.

Один из его братьев умер от дифтерии, когда Адлеру было всего 4 года. Несмотря на то, что они спали на одной кровати, Адлер не заболел этой болезнью. Однако в 5 лет он заболел тяжелой пневмонией, которая поражала его всю оставшуюся жизнь. Именно тогда он решил стать врачом. В остальном он был нормальным ребенком, очень экстравертным и игривым. У него не было особой склонности к учебе, но он был очень конкурентоспособным.

Адлер получил медицинскую степень в Венском университете в 1895 году. Именно тогда он начал работать офтальмологом. У него были контакты с людьми с нарушениями зрения, и там он начал формировать свои представления о человеческом уме. Позже он переключился на общую медицину. В своей общей практике он видел пациентов из цирка. Этот опыт повлиял на его представления о неполноценности и превосходстве, которые он развил позже. После этого он также работал неврологом, а затем психиатром.

vstrecha-alfreda-adlera-i-frejda.jpg

Встреча Альфреда Адлера и Фрейда

Благодаря своей медицинской практике Альфред Адлер начал интересоваться феноменами человеческого разума. Не имея четкой цели, молодой венский врач начал собирать материалы о физических и психических последствиях инвалидности или органических ограничений. В 1902 году он встретил Зигмунда Фрейда и был заинтригован его идеями.

Сам Фрейд пригласил Адлера быть частью его внутреннего круга. Альфред Адлер начал участвовать в знаменитых собраниях в доме Фрейда. Сначала они называли его «Обществом психологии», а затем его назвали «Венское психоаналитическое общество». В 1904 году Адлер впервые выразил свое несогласие с теорией Фрейда. Однако он остался частью психоаналитического общества, потому что его наставник прямо попросил его об этом.

В 1910 году он начал редактировать журнал «Психоанализ» вместе с Фрейдом и Стекелом. Адлер был директором издания. Напряжение в теории Фрейда усилилось, и в августе 1911 года Адлер решил окончательно отделить себя от традиционного психоанализа. Он объявил об этом в редакции журнала, которую он направил.

raznoglasiya-adlera-s-klassicheskoj-psihoanaliticheskoj-teoriej.jpg

Разногласия Адлера с классической психоаналитической теорией

Альфред Адлер поделился многими гипотезами с Зигмундом Фрейдом. На самом деле, он никогда полностью не отделял себя от них. Тем не менее, он также имел серьезные сомнения относительно некоторых вещей, на которых сосредоточился отец психоанализа. По сути, Адлер не согласился с Фрейдом в двух основных моментах:

  1. Адлер не верил, что основным регулятором человеческого поведения является сексуальность.
  2. Он не верил в абсолютный детерминизм бессознательного.

В отличие от Фрейда, Адлер считал, что основной движущей силой человека является сила воли, а не сексуальный инстинкт. Философия Ницше сильно повлияла на философию Адлера. Он считал, что сила воли человека так же важна, как сексуальное влечение. Он утверждал, что разочарование сменилось комплексом неполноценности. Это, в свою очередь, стало хорошей средой для различных психологических расстройств.

В то же время Альфред Адлер отверг идею о том, что наши первые переживания остаются в бессознательном и определяют нашу умственную жизнь. Напротив, он придавал огромное значение способности человека определять направление и смысл своей жизни здесь и сейчас.

Основой теории Адлера послужили его наблюдения за пациентами. Многие из них имели долгую историю физических ограничений. Он обнаружил, что некоторые люди превратили этот опыт в мотивацию для разработки оригинальных способов компенсации своих ограничений. Другие, однако, позволили своим разочарованиям утяжелить их и не могли двигаться вперед. Основываясь на этих наблюдениях, Адлер придавал большое значение человеческой воле для преодоления трудностей. 

individualnaya-psihologiya-alfreda-adlera.jpg

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

В 1911 году Адлер основал Общество свободных психоаналитических исследований. В 1912 году он изменил название на Общество индивидуальной психологии. Название «индивидуальная психология» может показаться противоречивым, учитывая, что Адлер считал, что социальные факторы и окружение были важны для благополучия человека. Адлер ввел термин «индивид», потому что считал, что сильное социальное влияние оказывает различное влияние на каждого человека.

Одной из первых концепций, предложенных Адлером, была концепция «компенсации». Она была основана на модели «конституциональной патологии» и утверждала, что организм автоматически компенсирует любую органическую недостаточность. Эта компенсация начинается в уме, а затем переводится в тело. Как офтальмолог он заметил, что многие пациенты с серьезными проблемами со зрением были отличными читателями.

По словам Адлера, главной движущей силой каждого человека является сила воли. Однако, когда этому препятствию мешают, именно тогда возникает то, что он назвал «комплексом неполноценности». Это невротическое чувство неспособности или некомпетентности, вытекающее из опыта и окружения. Чтобы компенсировать это состояние, человек развивает «комплекс превосходства». Это включает в себя непропорционально высокое восприятие и желания самого себя.

В этих случаях процесс компенсации приводит к двум доступным вариантам. Во-первых, человек компенсирует свое чувство неполноценности, развивая новый потенциал. Другой заключается в том, что индивид попадает в ловушку чувства неполноценности и развивает нездоровый комплекс превосходства. Это приводит их к цинизму, разочарованию, равнодушию и даже преступности.

nasledie-alfreda-adlera.jpg

Наследие Альфреда Адлера

Наследие Альфреда Адлера имело важное влияние в течение его времени. Он был популярен не только в Европе, но и в Соединенных Штатах. Там он был успешным оратором и даже приглашенным профессором в престижных университетах. Все это несмотря на то, что его книги и идеи были запрещены на его родине и во многих местах в Европе во время расцвета нацистов.

Акцент на индивидуальной воле и способности индивида изменять свою судьбу оказал большое влияние на последующие школы мысли. Это включает в себя гуманистическая психология, Эриха Фромма Социальный психоанализ и Виктора Франкла логотерапии. Кроме того, в психологии самопомощи часто используются многие его теории.

Основные принципы индивидуальной психологии были изложены в его книге «Невротический характер», опубликованной в 1912 году. Другими работами, которые определяют его наследие, являются Практика и теория индивидуальной психологии (1920), Знание человека(1926), Понимание человеческой природы (1928-1930), Образование детей, Наука о жизни (1957) и превосходство и общественный интерес(1965 года).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Используемые источники:

  • https://24smi.org/celebrity/116878-alfred-adler.html
  • https://obrazovaka.ru/alfred-adler.html
  • https://poznanie-mira.ru/alfred-adler/