История калейдоскопа

ТолкованиеПеревод

Калейдоскоп
>

Калейдоско́п (от греч.καλός — красивый, εἶδος — вид, σκοπέω — смотрю, наблюдаю) — оптический прибор-игрушка, чаще всего в виде трубки, содержащей внутри три (иногда два или более трёх) продольных, сложенных под углом зеркальных стекла; при поворачивании трубки вокруг продольной оси цветные элементы, находящиеся между зеркалами, отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры. Различное взаимное расположение зеркал позволяет получить разное количество дублированных изображений: 45° — 8, 60° — 6, 90° — 4.

В переносном смысле — быстрая смена явлений, лиц, событий.

История

Прибор был известен ещё в Древней Греции.

В 1816 году во время проведения эксперимента с поляризацией света заново открыт шотландским физиком Дэвидом Брюстером.

В 1990-е годы в СМИ прошла информация о том, что родоначальником калейдоскопов в России был русский ученый М.В. Ломоносов и что три его изделия хранятся в Государственном Эрмитаже. Эта история не имеет ничего общего с истинным положением вещей. Она была запущена в рекламных целях фирмой — производителем калейдоскопов.

Достоверные исторические факты о существовании калейдоскопов в России относятся к началу XIX столетия. К этому времени калейдоскопы уже стали известны в Англии благодаря шотландскому физику Сэру Давиду Брюстеру, который придумал его в 1816 году и запатентовал. Через пару лет калейдоскоп проник в Россию, где был встречен с невероятным восторгом и восхищением. Баснописец А. Измайлов писал о нем в журнале «Благонамеренный» за 1818 год [1]:

Появление калейдоскопа в России совпало с периодом романтизма в русской культуре, который характеризовался в том числе интересом к транспарантам, то есть прозрачным картинам. Именно в это время вошли в моду витражи, и началась российская история этого искусства. Тогда же живописцы увлеклись изображением природных световых явлений: закаты и рассветы, извержения вулканов и сверкание молнии передавались на холсте с подчеркнутым натурализмом, а в некоторых случаях дело дошло до подмены красочных пигментов цветными стеклышками. Калейдоскопы с их вечно изменяющимися узорами, слагаемые невидимой силой, как нельзя более соответствовали эстетике эпохи романтизма.

Известна история, как один богач заказал калейдоскоп, в котором вместо стекол узоры слагались из драгоценных камней. Стоил этот калейдоскоп баснословных денег.

Разновидностью калейдоскопа был афанеидоскоп. В нем вместо прозрачных стеклышек употребляли и непрозрачные, например, цветы, насекомых, цветные камни, камеи. Этот прибор не имел наружного стекла и укреплялся в столешнице, под которой располагались предметы. Были и другие варианты калейдоскопа — дебускоп и типоскоп, о которых сегодня известно только специалистам-историкам. [2].

В энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И. А. Евфрона находим информацию, что благодаря красивости узоров калейдоскопа его хотели использовать для составления орнаментов, однако он в этом оказался мало полезен [3]. Пользу в этом качестве он стал приносить только тогда, когда появился фотоаппарат, который зафиксировал отдельные узоры из непрерывно меняющегося потока ярких картин внутри трубки с зеркалами.

Несмотря на незатейливость игрушки, многие изобретатели до сих пор ее усовершенствуют, внося в простую конструкцию что-то свое. Российские изобретатели также запатентовали ряд изобретений в области созданий калейдоскопов. Пик их активности приходится на 1960-1970-е годы, когда были запатентованы несколько десятков усовершенствованных приборов.

За рубежом изготовление калейдоскопов превратилось в самостоятельный вид искусства. В 1986 году было создано общество любителей калейдоскопов «Brewster Kaleidoscope Society». В России похожей организации пока нет.

Тяга к рекордам сказалась и в области создания калейдоскопов. В 2005 году в Японии на выставке «Экспо» был выстроен целый павильон размером с пятидесятиметровую башню, попав внутрь которого можно было ощутить себя внутри калейдоскопа.

В России существует несколько небольших предприятий, выпускающих калейдоскопы.

Виды калейдоскопов

Сегодня существует несколько основных разновидностей калейдоскопов.

  • Классический калейдоскоп подразумевает наличие разноцветной засыпки, которая перемещается при вращении корпуса калейдоскоп вокруг своей оси.
  • Гелевые (или масляные) калейдоскопы существуют в нескольких вариантах исполнения. Объединяет их все наличие гелеобразного вещества, в котором присутствует разноцветная засыпка, иногда в виде бисера, цветных стекол, фигурных элементов из фольги и других материалов. В них перед глазами возникает эффект движения благодаря перетеканию гелевого раствора с разноцветной засыпкой, который отражается в системе зеркал.
  • Калейдоскоп с вращающимися кольцами больше известен в странах Востока, чем в России. Традиционная оптическая схема из трех зеркал внутри отражает узоры, которые создаются вращением одного или двух колец на торце трубки. Наибольшей известностью в мире пользуются калейдоскопы израильского мастера Рои Коэн Гильад. Мастер постоянно работает над усовершенствованием конструкций своих изделии и придумывает новые модели. Одна из них – тоннелескоп, который состоит из прозрачной цельной трубки, с полированным торцом-глазком. Два крутящихся кольца с цветным заполнением создают бесконечную серию узоров, которые превращаются для зрителя в эффектный светящийся разными красками тоннель.
  • Талейдоскопы (или теледоскопы) – изделия с традиционной оптической схемой, не имеющие внутри цветной засыпки. Их секрет кроется в другом: узоры создаются из отражения частичек окружающего нас мира. Фрагмент изображения, на который направлена труба талейдоскопа, увеличивается благодаря линзе и многократно отражается от зеркальной внутренней призмы. Внутри талейдоскопа привычное нам окружение трансформируется в необыкновенный мир.

Примечания

  1. Перельман Я. И. Занимательная физика. М., 1986, с. 142-143.
  2. Описание оптических увеселительных приборов. СПб., 1861. С. 64-66.
  3. Новый энциклопедический словарь, СПб., 1913. Т. 20. С. 469.

Список литературы

  • Калейдоскоп, оптический прибор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Глюк И. И все это делают зеркала. М., 1970. С. 37-39.
  • Иванов Б. Энциклопедия юного мастера. М., 1964. С. 87-88.
  • Тарасов Б. В. Самоделки школьника. М., 1968. С. 39-42.

Ссылки

Другие книги по запросу «Калейдоскоп» >>

im154-320px-View_of_a_kaleidoscope.JPGКартинка внутри калейдоскопа‘>130px--Kaleidoscope.webm.jpgВоспроизвести медиафайлВидео вращающегося калейдоскопа

Калейдоско́п (от греч.καλός — красивый, εἶδος — вид, σκοπέω — смотрю, наблюдаю) — оптический прибор-игрушка, чаще всего в виде трубки, содержащей внутри три (иногда два или более трёх) продольных, сложенных под углом зеркальных стеклышек; при поворачивании трубки вокруг продольной оси цветные элементы, находящиеся в освещённой полости за зеркалами, многократно отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры. Различное взаимное расположение призматической системы зеркал позволяет получить разное количество дублированных изображений: 45° — 8, 60° — 6, 90° — 4.

В переносном смысле — быстрая смена явлений, лиц, событий.

История

im154-800px-Kaleidoscope-tube-modified.jpgВнешний видim154-192px-Kaleidoscopes.jpgУзоры при просмотре через трубку калейдоскопа

В 1816 году, во время проведения эксперимента с поляризацией света, калейдоскоп был изобретён и запатентован шотландским физиком сэром Дэвидом Брюстером.

Через пару лет калейдоскоп проник в Россию, где был встречен с невероятным восторгом и восхищением. Баснописец А. Измайлов писал о нём в журнале- «Благонамеренный» за 1818 год[1]:

Появление калейдоскопа в России совпало с периодом романтизма в русской культуре, который характеризовался в том числе интересом к транспарантам, то есть прозрачным картинам. Именно в это время вошли в моду витражи, и началась российская история этого искусства. Тогда же живописцы увлеклись изображением природных световых явлений: закаты и рассветы, извержения вулканов и сверкание молнии передавались на холсте с подчёркнутым натурализмом, а в некоторых случаях дело дошло до подмены красочных пигментов цветными стеклышками. Калейдоскопы с их вечно изменяющимися узорами, слагаемыми невидимой силой, как нельзя более соответствовали эстетике эпохи романтизма.

Известна история, как один богач заказал калейдоскоп, в котором вместо стекол узоры слагались из драгоценных камней. Стоил этот калейдоскоп баснословных денег.

Разновидностью калейдоскопа был афанеидоскоп. В нём вместо прозрачных стеклышек употребляли и непрозрачные, например, цветы, насекомых, цветные камни, камеи. Этот прибор не имел наружного стекла и укреплялся в столешнице, под которой располагались предметы. Были и другие варианты калейдоскопа — дебускоп и типоскоп, о которых сегодня известно только специалистам-историкам[2].

В энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И. А. Евфрона находим информацию, что благодаря красивости узоров калейдоскопа его хотели использовать для составления орнаментов, однако он в этом оказался мало полезен[3]. Пользу в этом качестве он стал приносить только тогда, когда появился фотоаппарат, который зафиксировал отдельные узоры из непрерывно меняющегося потока ярких картин внутри трубки с зеркалами.

Несмотря на незатейливость игрушки, многие изобретатели до сих пор её усовершенствуют, внося в простую конструкцию что-то своё. Советские изобретатели также запатентовали ряд изобретений в области созданий калейдоскопов. Пик их активности приходится на 1960—1970-е годы, когда были запатентованы несколько десятков усовершенствованных приборов.

За рубежом изготовление калейдоскопов превратилось в самостоятельный вид искусства. В 1986 году было создано общество любителей калейдоскопов «Brewster Kaleidoscope Society». В России похожей организации пока нет.

Тяга к рекордам сказалась и в области создания калейдоскопов. В 2005 году в Японии на выставке «Экспо» был выстроен целый павильон размером с пятидесятиметровую башню, попав внутрь которого можно было ощутить себя внутри калейдоскопа.

В России существует несколько небольших предприятий, выпускающих калейдоскопы.

Галерея

  • Движение в калейдоскопе

  • 120px-1819_brewster_-_treatise_on_the_kaleidoscope_fig_39-40_%28kircher_-_bradley_comparison%29.jpg

    Сравнение зеркальных конструкций Кирхера (слева) и Брэдли (справа)

  • Многоугольный калейдоскоп Р. Б. Бэйта (с регулируемыми углами отражателя), как показано в Трактате о калейдоскопе (1819 г.)

  • Схемы узоров полицентрального калейдоскопа в Трактате о калейдоскопе (1819 г.)

  • Альтернативные положения отражателей в калейдоскопе, как показано в патенте 1817 г.

  • Женщина смотрит в большой калейдоскоп

Примечания

  1. Перельман Я. И. Занимательная физика. М., 1986, с. 142—143.
  2. Описание оптических увеселительных приборов. СПб., 1861. С. 64-66.
  3. Новый энциклопедический словарь, СПб., 1913. Т. 20. С. 469.

Литература

  • Калейдоскоп, оптический прибор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Калейдоскоп // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. III. — Стб. 180—181
  • Глюк И. И все это делают зеркала. М., 1970. С. 37-39.
  • Иванов Б. Энциклопедия юного мастера. М., 1964. С. 87-88.
  • Тарасов Б. В. Самоделки школьника. М., 1968. С. 39-42.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 28 декабря 2020 в 03:41.

Реклама нашего интернет-магазина:Продажа авторских калейдоскопов.

Калейдоскопы не нуждаются в долгом представлении и описании. Незатейливая трубка с зеркалами и кусочками стекла, ровесница волшебного фонаря и туманных картин, и в ХХI веке вызывает интерес у людей всех возрастов независимо от их статуса и финансового положения.

Даже современные дети, пресыщенные телевизионными и компьютерными удовольствиями, любят эту игрушку. А тридцать лет назад, на заре эры компьютерных игр, калейдоскоп был предметом восхищения и любознательности всех юных зрителей, готовых разобрать каждый экземпляр на составные части, чтобы узнать, что же там внутри слагает бесчисленные яркие узоры. Еще раньше, в XIX столетии, калейдоскоп считался не ребячьей забавой, а оптическим увеселительным прибором для взрослых, помогавший коротать досуг в докинематографическую эпоху.

Когда же появились первые калейдоскопы? Вероятно, в те времена, когда мир научной мысли активно постигал науку о свете и появлялись все новые оптические приборы, то есть в XVII-XVIII вв. Распространенная ныне в Интернете и даже в сюжетах солидных телеканалов информация о том, что М. В. Ломоносов был причастен к созданию калейдоскопов, не подтверждается документами и фактами. Скорее всего, это — легенда. Версия о трех калейдоскопах, якобы созданных великим русским ученым и ныне находящихся в фондах Государственного Эрмитажа, опубликована в разных источниках, и мы решили ее проверить. За разъяснением мы обратились к сотрудникам этого крупнейшего отечественного музея, где в отделе русской культуры нам ответили, что калейдоскопов Ломоносова в Эрмитаже нет. Мы, однако, не исключаем возможности причастности Ломоносова к созданию калейдоскопа, так как гениальный русский ученый является автором множества оптических приборов, и, конечно, мог создать и«узорник», как на русский лад называли эту игрушку в России.

 Достоверные исторические факты о существовании калейдоскопов в России обнаружены нами применительно к началу XIX столетия. Они относятся к тому времени, когда этот прибор уже стал известен в Англии благодаря шотландскому физику Сэру Давиду Брюстеру, который придумал его в 1816 году и запатентовал. Через пару лет калейдоскоп проник в Россию, где был встречен с невероятным восторгом и восхищением. Баснописец А. Измайлов писал о нем в журнале«Благонамеренный» за 1818 год:

Появление калейдоскопа в России совпало с периодом романтизма в русской культуре, который характеризовался в том числе интересом к транспарантам, то есть прозрачным картинам. Именно в это время вошли в моду витражи, и началась российская история этого искусства. Тогда же живописцы увлеклись изображением природных световых явлений: закаты и рассветы, извержения вулканов и сверкание молнии передавались на холсте с подчеркнутым натурализмом, а в некоторых случаях дело дошло до подмены красочных пигментов цветными стеклышками. Калейдоскопы с их вечно изменяющимися узорами, слагаемые невидимой силой, как нельзя более соответствовали эстетике эпохи романтизма.

Известна история, как один богач заказал калейдоскоп, в котором вместо стекол узоры слагались из драгоценных камней. Стоил этот калейдоскоп баснословных денег.

Разновидностью калейдоскопа был афанеидоскоп. В нем вместо прозрачных стеклышек употребляли и непрозрачные, например, цветы, насекомых, цветные камни, камеи. Этот прибор не имел наружного стекла и укреплялся в столешнице, под которой располагались предметы. Были и другие варианты калейдоскопа — дебускоп и типоскоп, о которых сегодня известно только специалистам-историкам. В энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И. А. Евфрона находим информацию, что благодаря красивости узоров калейдоскопа его хотели использовать для составления орнаментов, однако он в этом оказался мало полезен. Пользу в этом качестве он стал приносить только тогда, когда появился фотоаппарат, который зафиксировал отдельные узоры из непрерывно меняющегося потока ярких картин внутри трубки с зеркалами.

Несмотря на незатейливость игрушки, многие изобретатели до сих пор ее усовершенствуют, внося в простую конструкцию <nobr>что-то</nobr>  свое. Наши соотечественники также запатентовали ряд изобретений в области созданий калейдоскопов. Пик их активности приходится на 1960-1970-е годы, когда были запатентованы несколько десятков усовершенствованных приборов.

За рубежом изготовление калейдоскопов превратилось в самостоятельный вид искусства. В 1986 году было создано общество любителей калейдоскопов«Brewster Kaleidoscope Society». В России похожей организации пока нет.

Тяга к рекордам сказалась и в области создания калейдоскопов. В 2005 году в Японии на выставке«Экспо» был выстроен целый павильон размером с пятидесятиметровую башню, попав внутрь которого можно было ощутить себя внутри калейдоскопа.

Чтобы полюбоваться яркими светящимися узорами, отдохнуть и расслабится, достаточно купить калейдоскоп и наслаждаться вместе с близкими увлекательным, никогда не повторяющимся зрелищем.

Калейдоскопы авторской работы можно приобрести в интернет-магазине «Солнечный свет».

  • Новый энциклопедический словарь, СПб., 1913. Т. 20. С. 469.
  • Техническая Энциклопедия. СПб., 1910. С. 86.
  • Перельман Я. И. Занимательная физика. М., 1986, с. 142-143.
  • Описание оптических увеселительных приборов. СПб., 1861. С. 64-66.

Используемые источники:

  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/9521
  • https://wiki2.org/ru/калейдоскоп
  • https://vitroart.ru/articles/articles/410/