Из истории балета: появление первых пачек и пуантов

tutu-325x201.jpg
История балетной пачки. Фото – thevintagenews.com

Балерина в сознании любого человека представляется непременно в пачке.

Однако так было не всегда. Современный образ балерины, прежде чем сформироваться окончательно, претерпел массу изменений и прошел долгий путь.

Многие, возможно, удивятся, но до второй половины XIX века балерины выступали на сцене просто в нарядных платьях, которые мало отличались от тех, в которых приходили зрительницы.

Это было платье с корсетом, чуть короче обычного, довольно громоздкое. Выступали балерины обязательно на каблуках. Долю балерин немного облегчила новая мода на античность. Кстати, в балете стали использовать мифологические сюжеты, например, «Амур и Психея».

taloni-239x325.jpg
Мария Тильони в балете “Зефир и Флора”. Вот так выглядела первая пачка, теперь она называется “шопенка”

Дамы начали носить воздушные, полупрозрачные платья с завышенной талией. Их даже чуть-чуть мочили, чтобы ткань лучше облегала тело. Под платья надевали трико, а на ноги – сандалии.

Но с течением времени техника балерин усложнялась и потребовалась более легкая одежда для сцены. Сначала примы отказались от корсетов, потом укоротили юбки, а само платье стало облегать как вторая кожа.

 Кто придумал пачку

Впервые в балетной пачке перед зрителями предстала Мария Тальоне 12 марта 1839 года. В этот день была премьера «Сильфиды», в которой балерина исполняла главную партию сказочной феи.

Для такой роли потребовался соответствующий наряд. Его придумал для дочери Филиппо Тальони.

По одной из версий, толчком к созданию ставшей впоследствии классической балетной одежды стала нескладная фигура Марии. Чтобы скрыть недостатки, Тальони придумал такое платье, которое придавало всему облику героини воздушность и грациозность.

Создавалось платье по эскизам Эжена Лами. Тогда юбку шили из фатина. Правда, в те времена балетная пачка была вовсе не такой короткой, как сейчас.

Djuri-216x325.jpg
Аделина Джури

Очередное «превращение» пачки случилось несколько позже. Но даже такое скромное одеяние балетный мир поначалу воспринял в штыки.

Особенно не по вкусу пачка пришлась балеринам с не очень красивыми ногами. Но восторга зрителей и искусствоведов, восхищавшихся воздушностью танцовщиц, не было предела. Не последнюю роль в этом сыграла пачка. Так этот костюм прижился, а потом стал классикой.

Кстати, есть легенда о Марии Тальони. Когда она проезжала границу с Россией, таможенники спросили, не везет ли она драгоценности. Тогда балерина приподняла юбку и показала ноги. Мария была первой, кто встал на пуанты.

Как пачка прижилась в России

Царская Россия отличалась консервативностью и не сразу приняла новинку. Это произошло только спустя полвека. Но именно в нашей стране пачка снова видоизменилась.

Новатором стала прима Большого театра Аделина Джури в начале 1900-х годов. Капризной особе не понравилась длинная юбка, в которой ей предстояло позировать перед фотографами. Балерина просто взяла ножницы и отхватила приличный кусок подола. С тех пор пошла мода на короткие пачки.

Как еще видоизменялась пачка

Хотя с начала XX века балетная пачка приобрела ту форму и вид, которые мы знаем и поныне, экспериментировали с ней всегда. В постановках, например Мариуса Петипа, балерина могла переодеваться в костюмы разных стилей.

annapavlova-231x325.jpg
Анна Павлова

В одних сценах она появлялась в обычном «штатском» платье, а для сольных партий надевала пачку, чтобы продемонстрировать все свои умения и талант. Анна Павлова выступала в длинной и широкой юбке.

В 30-40-х годах на сцену вернулась балетная пачка времен XIX века. Только называлась она теперь по-другому – «шопенка». А все потому, что так одел танцовщиц Михаил Фокин в своей «Шопениане». Другие постановщики в это же время использовали короткую и пышную пачку.

А с 60-х годов она превратилась просто в плоский круг. Чем только ни украшают пачку: стразами, стеклярусом, перьями, драгоценными камнями.

Из чего делают пачки

Балетные пачки шьют из легкой полупрозрачной ткани – фатина. Сначала дизайнеры создают эскиз. Конечно, учитываются особенности фигуры каждой балерины, а потому и эскиз платья для каждой танцовщицы свой.

ulanova-319x325.jpg
Галина Уланова в роли Джульетты

От роста балерины зависит ширина пачки. В среднем ее радиус – 48 см.

Далее к делу приступают швеи. Это кропотливый труд, ведь мастерицам нужно закладывать складки ткани определенным образом.

На одну пачку уходит больше 11 метров фатина. Изготовление одной пачки занимает около двух недель. При всем многообразии моделей, есть строгие правила пошива.

Например, на пачки никогда не пришивают ни молнии, ни пуговицы, которые могут оторваться во время выступления. В качестве застежек используют только крючки, но в строгой последовательности, а точнее, в шахматном порядке. А иногда, если постановка особо сложная, пачки зашивают вручную на танцовщице перед выходом на сцену.

Какие бывают пачки

У пачки есть много названий. Так что, если вы услышите где-нибудь слова «тюника» или «tutu», знайте: они обозначают все ту же пачку. Разберемся теперь, какие бывают разновидности пачек.

Александр Радунский и Майя Плисецкая в балете Р. Щедрина “Конек-горбунок”

Классическая пачка представляет собой юбку в виде блина. Кстати, солистки принимают непосредственное участие в создании своего костюма. Они могут выбрать форму пачки, которые могут быть параллельны полу или с чуть опущенной юбкой.

«Шопенку», длинную юбку, тоже шью из фатина. Такая форма юбки очень хороша для создания мифических персонажей или неживых существ.

Плюс такого наряда в том, что он скрывает недостаточно подтянутые колени и прочие недостатки, зато привлекает внимание к стопам.

Еще один вид платья, которое не выходит из балетного обихода, – хитон. Его юбка однослойная, шьют ее чаще из шифона. В таком платье исполняется роль Джульетты.

Зачем нужны пачки во время репетиций

Для репетиций балетных постановок пачки шьют отдельно. Их проще надевать и снимать, чем те, в которых балерины выходят на сцену.

Светлана Захарова и Владислав Лантратов

Так, все части сценического костюма могут быть сшиты между собой, тогда как для репетиций лиф не нужен, а используют только юбку с трусиками. К тому же у репетиционных пачек не делают так много слоев.

Пачка на репетиции просто необходима. Ведь танцовщики должны сразу видеть, где пачка будет мешать, где она может задраться или ее может задеть партнер. А постановщик сможет формировать рисунок танца.

Пачка так прочно укрепилась, что ее используют не только на балетной сцене. Правда, вне ее пачка служит для шуточных номеров эстрадных артистов и даже в цирке.

Юлия Бондарева, “Комсомольская правда”

Изящные белые пачки и исполнение фуэте на пуантах — визитные карточки балета. Они настолько укоренились в постановках, что даже и представить себе этот вид сценического искусства без них сложно. Интересна история их появления в балете. Расскажем, кто первый выступил в пачке и встал на пуанты, как со временем менялись костюмы танцовщиц, и кому из балерин Пушкин посвятил свои строки в «Евгении Онегине». 

Впервые балерина вышла на сцену в пачке в 1832 году. Дебютировала  в ней итальянка Мария Тальони в постановке «Сильфида» на сцене Гранд-Опера в Париже. Костюм представлял из себя многослойную юбку ниже колен из воздушной ткани. Пачка крепилась на корсаж (часть женского платья, покрывающая бюст), который застегивали сзади на крючки и затягивали лентами. С появлением кринолина — широкой нижней юбки из жесткой ткани — пачка стала объёмнее и пышнее.

В конце XIX века пачки видоизменяется: её длина резко уменьшается. Так, в 1890-х годах юбки уже полностью открывают колени. Это происходит ввиду развития балетной техники, появляются сложные пируэты, фуэте и другие элементы, которым мешает длинная юбка. Кроме этого, усовершенствованный костюм позволял зрителям оценить более сложную работу балерины. Впервые примерила короткую пачку итальянская балерина Вирджиния Цукки. 

В начале XX века в моду вошла заниженная талия. И вновь пачка меняется: с талии она сходит вниз, на бёдра. Изменения продолжаются и в силуэте. Если раньше ткань струилась плавной линией вниз, то после войны пачка становится практически горизонтальной и открывает всю линию ног. 

Пуанты. Своему названию, «pointe — острием», они обязаны французскому языку, хотя появились впервые в Италии. Стоит сказать, что ещё до появления этой обуви, танцовщицы уже поднимались на высокие полупальцы и даже на кончики для придания воздушности своему образу. 

Какая же балерина первой весь спектакль исполнила на пуантах? Всё та же Мария Тальони. Это произошло в 1832 году в постановке её отца Филиппо Тальони «Сильфида». В России первой мастерство на кончиках пальцев показала Авдотья Истомина. О ней написал Александр Пушкин:

Пуанты стали неотъемлемой частью образа фей, нимф, эльфов и других сказочных персонажей. А ещё балерина, танцующая на них, обозначала более высокое социальное положение персонажа в балете. 

На пуанты в XIX веке вставали и мужчины. Яркий тому пример Николай Домашев, который продемонстрировал своё мастерство в балете Хосе Мендеса «Приключения Флика и Флока».  

Со временем техника совершенствовалась и усложнялась. В частности, Мариус Петипа оставил огромное наследие вариаций и дуэтов, исполняемых на пуантах. Он ввёл в знаменитый элемент для всех ведущих балерин — 32 фуэте в этой обуви. 

Сейчас каждая балерина, начиная уже с десяти лет, танцует на пуантах. Этот образ, грациозно парящей и невесомой, придаёт всему действию на сцене особую магию и дарит неповторимую красоту. 

Фото: stuki-druki, tumbex, yandex, kudago.

Красивые атласные туфельки с жестким носком, без каблука, на ленточках. Балерины словно рождаются в них. Но поначалу не существовало ни обуви, ни слова «пуанты», а был лишь французский термин — танцевать sur les pointes, что значит — танцевать на кончиках пальцев. Пуант — в переводе с французского «острие». Пуантами называются кончики пальцев ног. Танцевать на пуантах — значит танцевать, опираясь не полностью на всю стопу, а только на пуанты.

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции процесс «создания» паунтов — это целое искусство. Балетная туфелька состоит из 54 деталей, которые надо изготовить, собрать и подогнать по ноге. Верх пуанта — атлас и бязь ( изнанка), подошва — настоящая кожа, «коробочка» — жесткая часть над опорным пятачком — из 6 слоев мешковины и текстиля, наклеенных на вывернутый носок. Клей специальный из натуральных компонентов. Еще сырую заготовку надевают на колодку, придавая ей необходимую форму, а затем полируют специальным молотком. Верх и низ сшивают вручную особым однониточным швом. Нить обрабатывают пчелиным воском и канифолью. Сушат пуанты как фрукты в течение 12 часов при температуре 40 — 50 градусов по Цельсию. Помимо конвективной сушки используются и инфракрасные излучатели.

Здесь все учитывается до последних мелочей и подбирается индивидуально (разная открытость, жесткость и полнота, низкий и высокий подъем).Строение пуантов: 1. Коробочка 2. Крылышки 3. Складки 4. Подошва 5. Задний шов 6. Средний шов 7. Пятка 8. Закрытость 9. Носок

В России пуанты делаются исключительно вручную. Процесс является самым сложным из процессов в технологии изготовления обуви. В Европе в большей степени их делают машины. Опытный мастер может за день собрать примерно 12 пар пуантов

Носок пуант заливают гипсом, и состоит из нескольких слоев, делают из 6 слоев обычной мешковины

После проклейки все слои прошиваются. Этот процесс занимает много времени.

Далее, мастер полирует и выравнивает специальным молотком

Покрывается все атласом. Но атлас не такой, какой мы привыкли видеть, а разработанный учеными, чтобы ткань не протиралась и блестела на сцене.

По мере интенсивности танца твердые носки туфель размягчаются. За один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов.

Чтобы «пятачок» пуантов не скользил по сцене, его и подошву натирают канифолью. Но прежде балерина должна разносить их, как обычную обувь, чтобы сели по ноге, и «разбить» под себя носок. А еще — приложить к пуантам руки: подбить кусочком ткани или обшить «пятачок» нитками, чтобы не лохматился, сделать петлю-перетяжку внутри туфли со стороны пятки (она прижмет обувь к ноге, чтобы не было «ушей») и, наконец, пришить ленты-тесемки.

Маленькие будущие балеринки с 10-ти лет учатся не только владеть иглой, но и молоточком.

Вот с этим молоточком Уланова не расставалась, куда бы ни ездила: им удобно было разбивать «носы» пуантов, чтобы мягче были.

Впервые на сцену в пуантах-тапочках с жесткой пробковой прокладкой вышла 3 июля 1830 года Мария Тальони в партии Флоры в балете «Зефир и Флора» в Ковент-Гарден, Лондон. Она же самой первой стала танцевать на пуантах-пальцах — в 1832 году в парижской Гранд-Опера в балете «Сильфида» в постановке своего отца Ф.Тальони.

Ее «Сильфида» покорила мир и принесла ей заслуженную славу. Кстати, она совершила революцию не только в сфере балетной обуви, Мария при поддержке своего отца балетмейстера Филиппа Тальони «реформировала» и балетный костюм. Он стал полупрозрачным и воздушным, что прекрасно работало на общую идею легкости и невесомости танца.

А самой первой русской балериной – исполнительницей на пуантах называют Авдотью Истомину.

В 20-ом веке танец на пуантах стал уже балетной классикой, а гениальная русская балерина Анна Павлова — главной музой романтического балета. Она объехала с гастролями весь мир, по приблизительным подсчетам дала около 9 тысяч спектаклей. Итальянский мастер Ниннолини изготовлял для нее в год в среднем более 2 тысяч балетных туфель.

Кстати, балерине М.Тальони приписывают легенду: однажды при нападении грабителя она ударом ноги убила его… Что поделать, у балерин очень сильные ноги… Мышцы балерины крепкие, выносливые и сильные как железо. Ведь в противном случае, они не смогли бы удерживать вес своего тела на пятачке туфель пуантов площадью не более 4 квадратных сантиметров.

Балерины зачастую называют свои волшебные туфельки не «пуантами»… они говорят «пальцы» )) Так что, услышав от балерины фразу «Сломались пальцы — надо их залить клеем, поставить на батарею», Вы поймете, что это совсем не страшно..))

Использованы: фото Александра Яковлева, материалы Википедии и других сайтов Сети.

Используемые источники:

  • https://www.classicalmusicnews.ru/articles/tutu-history/
  • https://gorbilet.com/blog/teatr-i-kino/iz-istorii-baleta-poyavlenie-pervyh-pachek-i-puantov/
  • https://www.livemaster.ru/topic/227557-rozhdenie-volshebnoj-tufelki-istoriya-puantov